petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол субботы седмицы сплошной: 2 Тим. 3, 1‒9

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев

В третьей главе апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы (3:1‒5). Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под последними временами можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой второй главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, то есть будут притворщиками-лицемерами: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (ст. 5). К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями (ст. 6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу ведших рассеянный светский образ жизни женщин. Эти женщины при своей несерьезности и по привычке жить более чувствами и фантазией, гораздо легче поддавались обольщению лжеучителей, и, служа в то же время к удовлетворению страстей своих обольстителей, сами скоро делались орудиями обольщения.

Блаженный Иероним пишет по этому поводу: «Симон волхв основал свою секту с помощью бесстыдной Елены, Николай Антиохийский, человек любострастный, водил за собою толпу женщин, Монтан деньгами привлек к себе Приску и Максимиллу и обольстил их; Арий совратил сначала сестру императора, а потом уже начал совращать и прочий мир православный. Донат находил поддержку в деньгах Луциллы и прочее» (Биб. Алл. Т. VIII. С. 199). Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (ст. 7) — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то «нового» и модного. «Их неспособность познать истину, ‒ говорит блаженный Феофилакт, ‒ не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их произволения». Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (т. е. лжеучители) противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (ст. 8). Ианний и Иамврий ‒ это имена египетских волхвов, противившихся Моисею, известные святому Павлу, как видно, из иудейских преданий, ибо в книгах Священного Писания о них не говорится. В настоящее время имена эти мы находим в Таргуме Ионафана (на Исх. 7:11 и 20:22) и в Талмудических книгах, например, в книге Зогар. Ефес также славился волхвами, почему это сравнение вполне приличествовало положению вещей. Этим сравнением святой Павел предупреждал Тимофея, какое ждет его противоборство со стороны лжеучителей и с какой решительностью должен он бороться с ними. В следующем 9 стихе слышится ободрение для Тимофея: и эти волхвы не преуспеют более; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось (ст. 9): «Развеется навеянный ими туман и исчезнут призраки» (епископ Феофан).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author