petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: 1 Ин., 70 зач., 2, 7‒17

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Познание Христа и общение с Ним, как со светом в любви (2:711). Христианская любовь основывается на высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех людей во Христе, как членов единого духовного тела Христова. Оттого только в христианстве возможна любовь к врагам, немыслимая ни в иудействе ни в язычестве, ибо там нет для нее оснований: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит (ст. 78). Поэтому кто теперь говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме, тот еще не христианин. Доказательством христианского настроения души служит преимущественно любовь к брату (ст. 911). Возможность этого общения для всех (2:1214). Начиная с 12-го стиха апостол предостерегает против привязанности к миру. Как отличительный признак христианского совершенства есть любовь к Богу и к ближним, так сильнейшим препятствием к одухотворенной любви является греховная любовь или привязанность к миру сему и к тому, что в мире. Поэтому апостол и предостерегает от такой привязанности все возрасты: детей, отцов, юношей и отроков. Тут имеется в виду, по-видимому, возраст духовно-нравственной жизни, хотя нельзя исключать и естественных возрастов, когда люди с годами нравственно совершенствуются, что естественно ожидать от духовно настроенных христиан. Для каждого возраста апостол указывает особенное побуждение к тому, чтобы он не привязывался к миру. Для детей, только что после крещения начавших христианскую жизнь, таким побуждением служит прощение им грехов в Таинстве Крещения: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Для отроков — познание Бога Отца, которое они, хотя еще не в полноте, но уже приобрели, возрастая в нравственно-христианской жизни: Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Для юношей, чьему возрасту, вместе с увлечениями, свойственны и воодушевление в борьбе с ними, и сила, и свежесть — побуждением к преодолению соблазнов мира должны служить те успехи, которых они уже достигли в победе над лукавым и то знание всесильного слова Божьего, которым они уже овладели, усердно изучая Священное Писание: Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого… Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Для отцов, то есть духовно зрелых христиан, познание Безначального — глубокое понимание христианских истин и любовь к Богу освобождает их от привязанности к тленным и скоропреходящим благам мира сего: Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального.

Христос является первым и единственным Человеком, Который во всем Своем существе не имеет ни «семени», ни «жала» греха, ни «следов» греховных сил. И поэтому, как Таковой, Он (Богочеловек) имеет власть над грехом: но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мк. 2:10). И действительно, Он изначала простил человеческие грехи Своими Богочеловеческими делами на земле: Своим Рождеством, Своим Крещением, Своим учением, Своими чудесами, Своим Преображением, Своими страданиями, Своей крестной смертью, Своим Воскресением, и, наконец, Своим Вознесением. И это Он сделал по Своему неизреченному человеколюбию, которое достигает своей вершины в крестной смерти и Воскресении. Что Он имеет право и может прощать грехи людей, подтверждает Его добровольная смерть и Воскресение, которым Он победил всесильный грех и смерть. Подтверждением того, что Он действительно прощает грехи, является Закхей, который получил силу обновить себя (см. Лк. 19:110). Равным образом Мария Магдалина, Савл, Кифа. И с сошествием Святого Духа на Церковь и посредством ее у нас есть бесчисленные примеры этого оставления грехов. Потому святой Иоанн Богослов пишет: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу (2:1517). Не любите мира, ни того, что в мире… Под «миром» здесь разумеется, конечно, не само по себе прекрасное и премудрое творение Божье, но все то, что в человеческом обществе испорчено грехом и дает пищу страстям, что сделалось враждебным Богу. Далее апостол сам определяет, что такое этот мир, которого не должно любить: это — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. По учению святых отцов, здесь речь о трех детищах самолюбия, которые, в свою очередь, являются корнями или родоначальниками всех прочих страстей, обуревающих человека. Это — сластолюбие (плотские страсти), сребролюбие (привязанность к материальным благам) и славолюбие (страсти тщеславия и гордыни). Гордыня или гордость очень разновидна: гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), или по причине красоты, или по причине богатства, благодеяний, или по причине удач… Спрашивается: существует ли добродетель, которую бы гордыня не смогла бы превратить в порок? Так, например, гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех своей глубинной причиной имеет гордыню, потому что некогда светлый ангел Денница стал сатаной именно по причине своей гордыни. Следовательно, если бы не гордыня, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире. Вот почему в Евангелии первая заповедь призывает к смиренномудрию (см. Мф. 5:3). Смиренномудрие — единственное лекарство от гордости и остальных грехов. Как побуждение не любить мира и того, что в мире, святой апостол выставляет то, что мир проходит, и похоть его, и только исполняющий волю Божью пребывает во век (ст. 1217).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author