petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Второе соборное послание святого апостола Петра: 2 Пет., 68 зач., 3, 1‒18

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев                  

Лжеучители и лжеучения, о Втором Пришествии Христовом (3:115). В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о наглых ругателях, которые смеются над ожиданием христианами Второго Пришествия Христова: Сié ужé возлю́бленiи вторóе вáмъ пишý послáнiе, въ ни́хже возбуждáю вáсъ воспоминáнiемъ чи́стаго смы́сла, помянýти прежеречéнныя глагóлы отъ святы́хъ прорóкъ, и зáповѣдей Гóспода и Спáса ко апостоломъ вашимъ: сié прéжде вѣ́дуще, я́ко прiидутъ въ послѣ́днiя дни́ ругáтеле, по свои́хъ пóхотѣхъ ходя́ще, и глагóлюще, гдѣ́ éсть обѣтовáнiе пришéствiя Егó; отъ нéлиже бо отцы́ успóша, вся́ тáко пребывáютъ отъ начáла создáнiя (ст. 14). Затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до дня суда: утаи́тбося и́мъ сié хотя́щимъ, я́ко небесá бѣ́ша испéрва и земля́ отъ воды́, и водóю (и посреди воды) состáвлена, Бóжiимъ слóвомъ, иммже тогдáшнiи мíръ водóю потоплéнъ бы́въ, поги́бе. А ны́нѣшняя небесá и земля́ тѣ́мъже Слóвомъ сокровéна сýть, огнéмъ блюдóма въ дéнь судá, и поги́бель нечести́вымъ человѣ́комъ (ст. 57). Еди́но же сié да не утаи́тся вáмъ возлю́бленнiи: что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого еди́нъ дéнь прéдъ Господемъ я́ко ты́сяща лѣ́тъ, и ты́сяща лѣ́тъ я́ко дéнь еди́нъ (Пс. 89:5). А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям. Не косни́тъ Госпóдь обѣтовáнiя, я́коже нѣ́цыи коснѣ́нiе мня́тъ: но долготéрпитъ на нáсъ, не хотя́ да никтóже поги́бнетъ, но да вси́ въ покая́нiе прiи́дутъ (ст. 89). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью: Прiи́детъ же дéнь Госпóдень я́ко тáть въ нощи́, по выражению, употребленному Самим Господом (ст. 10; ср. Мф. 24:43). При такой постановке вопроса закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели: ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом дня Господня последует преобразование мира огнем: вóньже (в тот день) небесá ýбо съ шýмомъ ми́мо и́дутъ (прейдут), стихíи же съжегáемы разоря́тся (разгоревшись, разрушатся), земля́ же и я́же на нéй (все) дѣ́ла сгоря́тъ — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Евангелии: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35) и Тайновидец в Апокалипсисе: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр. 20:11). Под стихиями понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все дела, то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня: Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? (Авв. 2:13).

Си́мъ ýбо всѣ́мъ разоря́емомъ (если так всё это разрушится), кáцѣмъ (то каким) подобáетъ бы́ти нáмъ во святы́хъ пребывáнiихъ (святой жизни) и благовѣ́рiихъ (благочестии), чáющемъ, и скорѣ́е бы́ти желáющемъ (ожидающим и желающим) пришéствiя Бóжiяго днé егóже рáди небесá жегóма (разгоревшиеся) разоря́тся, и стихíи опаля́еми растáются? Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в шесть дней творения он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным Словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — впрочем мы нóва же небесá и нóву зéмлю по обѣтовáнiю Егó чáемъ (ожидаем), вни́хже (на которых) прáвда живéтъ (обитает). Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65:17) и еще: новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим (Ис. 66:22). Святой апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет (Откр. 21:1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом, несомненно, в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово правда следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28). В надежде на это святой апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными: Тѣ́м же возлю́бленiи, си́хъ чáюще, потщи́теся несквéрни и непорóчни томý обрѣсти́ся въ ми́рѣ (ст. 14). Апостол Павел (3:1516). И Гóспода нáшего долготерпѣ́нiе, спасéнiе(м) непщýйте (почитайте), я́коже (как) и возлю́бленныи нáшъ брáтъ Пáвелъ по дáннѣй емý премýдрости написá вáмъ, я́коже и во всѣ́хъ свои́хъ послáнiихъ глагóля въ ни́хъ о си́хъ: въ ни́хже сýть не удóбь разýмна нѣ́кая (нечто неудобовразумительное), я́же не научéни (невежды) и неутвержéни развращáютъ (превращают), я́коже (как) и прóчая Писáнiя, къ своéй поги́бели и́мъ — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между святыми апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии, и перетолковывали это, смущая верующих: Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию (Гал. 2:11). Поэтому святой Петр называет Павла возлюбленным братом, желая поднять и утвердить его авторитет. Под неудобовразумительностью поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, о чем и сам он говорит в своих посланиях. Например: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3:8); не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2:2). Последние наставления (3:1718). Вы́ же ýбо возлю́бленiи, прежде вѣ́дяще, храни́теся, да не лéстiю беззакóнныхъ сведéни бы́вше, отпадéте своегó утвержéнiя, но да растéте во благодáти и рáзумѣ Гóспода нáшего и Спáса Иисýса Христá. В заключение святой Петр увещевает верующих — беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа, Томý (Ему) слáва и ны́нѣ и въ дéнь вѣ́ка (вечный). Ами́нь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author