petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол Недели о мытаре и фарисее: 2 Тим., 296 зач., 3, 10‒15

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Ты́ же послѣ́довалъ ми (мне) еси́ (в) учéнiю (то есть в слове), житiю́ (то есть в жизни и нравах), привѣ́ту (расположении, то есть в ревности и мужественном воодушевлении: ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял), вѣ́рѣ (то есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит), долготерпѣ́нiю (к еретикам: ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью), любви́, терпѣ́нiю, изгнáниемъ (в гонениях), страдáниемъ, яковá (каковые) же ми́ бы́ша (меня постигли) во Антiохíи, и во Иконíи, и въ Ли́стрѣхъ: и яковá изгнáнiя прiя́хъ, и от всѣ́хъ мя́ избáвилъ éсть Госпóдь. Апостол хвалит Тимофея за то, что он последовал во всем его проповеднической деятельности, полной лишений и скорбей. Последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. Два обстоятельства особенно смущают учителя ‒именно, что есть еретики и что приходится страдать. Говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить и утешить ученика. Я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен. Он утешает его мыслью, что вси́ же хотя́щiи благовѣ́рно (благочестиво и по Евангелию) жи́ти о Христѣ́ Иисýсѣ, гони́ми бýдутъ — «человеку, который борется со злом, не возможно не испытать скорбей» (епископ Феофан). Лукáвiи (злые) же человѣ́цы, и чародѣ́е (обманщики) преуспѣ́ютъ на гóршее (во зле), прельщáюще и прельщáеми (вводя в заблуждение и заблуждаясь) — «нисколько не смущайся, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если они благоденствуют, а тебя постигают искушения, ибо они только кажутся преуспевающими, a на самом деле лишь прельщают других и сами прельщаются. Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода». Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться. Ты́ же пребывáй въ ни́хже (в том, чему) научéнъ еси́, и вѣ́рен бысть́, вѣ́дыи от когó научи́лся еси́ (ст. 14). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (см. Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его. Научился Тимофей от апостола Павла (а это тоже, что и от Христа); но, конечно, не свой личный авторитет выставляет здесь святой апостол, а ту благодать Святого Духа, которая явно руководила им в его апостольских трудах, вразумляла и наставляла его. И я́ко и́змлада (из детства) Свящéнная Писáнiя умѣ́еши (знаешь), могýщая тя́ умудри́ти во спасéнiе, вѣ́рою я́же о Христѣ́ Иисýсѣ (ст. 15) — второе побуждение для Тимофея твердо хранить принятое им учение, знание им, благодаря его матери и бабки иудеянкам, с детства, ветхозаветных писаний, которые подготовляли человечество к приходу Мессии в пророчествах и прообразах. научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но Божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author