?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

О неповинном злострадании (1 Пет. 4: 12‒19) Заканчивается 4-ая глава наставлением мученикам: Возлю́бленнiи, не диви́теся (μὴ ξενίζεσθε, не удивляйтесь, не чуждайтесь), иже въ вáсъ (которое среди вас) раждежéнiю (огненного искушения) ко искушéнiю (для испытания) вáмъ бывáему, я́ко чýжду вáмъ случáющуся (как приключения для вас странного). Скорби назвал раждежéнiемъ (огненным искушением, обжиганием), и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие это подобны своему Учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке. Этим оканчиваются все стремления: но понéже (так как) приобщáетеся (участвуете в) Христóвымъ страстéмъ, рáдуйтеся, я́ко да и въ явлéнiе слáвы Егó возрáдуетеся веселя́щеся (восторжествуете). Христиане должны безбоязненно исповедовать свою веру, не боясь злословия и страданий, но прославлять Бога за такую свою участь. А́ще укоря́еми бывáете (злословят вас за) о и́мени Христóвѣ, блажéни естé, я́ко слáвы Бóжiи Дýхъ (Дух Славы и Дух Божий), на вáсъ почiетъ (почивает): óнѣми (теми) ýбо хýлится, а вáми прославля́ется. Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется: когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава. Да (только бы, μὴ γάρ ὡς φονεὺς) не ктó ýбо отъ вáсъ пострáжетъ (τις ὑμῶν πασχέτω) я́ко убíйца (ὡς φονεὺς), или́ я́ко тáть (вор, ἢ κλέπτης), или́ я́ко злодѣ́й (κακοποιὸς), или́ я́ко чужъ посѣти́тель (ἢ ὡς ἀλλοτριεπίσκοπος, как посягающий на чужое, вмешивающийся в чужие дела, тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло). Аще ли я́ко (а если как, εἰ δὲ ὡς) Христiáнинъ (Χριστιανός), да не стыди́тся, да прославля́етъ же Бóга (εἰ δὲ ὡς Χριστιανός μὴ αἰσχυνέσθω δοξαζέτω δὲ τὸν Ѳεὸν) въ чáсти сéй (за такую участь; в греч. ἐν τῷ ὀνόματι τούτῳ ‒ за это имя).

Я́кобо) врéмя начáти(ся) судá óтъ дóму Бóжiя: áще ли прéже отъ вáсъ (начнется), чтó кончи́на (то какой конец) проти́вящимся (непокоряющимся) Бóжiю Евáнгелiю? И áще прáведникъ едвá спасáетъся, нечести́выи и грѣ́шный гдѣ́ яви́тся? Судом называет здесь апостол не осуждение, но исследование, рассмотрение. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной. Почему и прибавляет: если прежде исследуется ваша жизнь, то какой конец будет непокорным? Богу Свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, то есть Церковь. Посему и Спаситель говорил: прежде скажет тем, которые по правую руку Его (Мф. 25, 34). Судом или рассмотрением называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: будут отдавать вас в судилища (Мф. 10, 17). Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением (ибо Царствие Небесное силой берется, и если кто получает оное, то со многими скорбями (см.: Мф. 11, 12. Деян. 14, 22), то какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, т. е. нечестивые, в будущем веке? Посему и мы, страждущие по воле Божией, не должны унывать, но должны предавать Ему души свои, как верному Создателю, делая добро: Тѣ́мъ же и стрáждущiи по вóли Бóжiи, я́ко вѣ́рну Зижди́телю (Создателю) да предадя́тъ душá своя́, во благотворéнiе (делая добро). Страдания наши бывают не без Промысла Божия, но посылаются от Него в качестве испытания; страдая за волю Его, мы Ему же должны предоставлять и окончание страданий. Ибо Он верен и неложен в обещаниях Своих, и не попустит нам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13). Следует полагаться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страждет, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: праведен Ты во всем, что соделал с нами (Дан. 3, 27). Подобным образом и апостол Павел ободрял христиан, терпевших гонения за свою веру: Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29). Наставления пастырям и пасомым (1 Пет. 5: 1‒9). Пастырей апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. Стáрцы я́же въ вáсъ (пастырей ваших) молю́, я́ко стáрецъ (сопастырь) сы́и и свидѣ́тель Христóвымъ стрáстéмъ, и́же и хотя́щей слáвѣ яви́тися óбщникъ (и соучастник в славе, которая должна открыться). Он называет себя старцем (пастырем, пресвитером) или по возрасту, или по достоинству епископа; ибо и книга Деяний (20, 17) называет пресвитерами и епископов. Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними и что называет себя сопастырем (сопресвитером) по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель страданий Христовых. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопастырем, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими. Апостол прибавляет, что он соучастник в славе, которая должна открыться, для того, чтобы представить преимущество смиренномудрия, подобно как и Павел говорит: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним (Кол. 3, 4). Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр: 1) паси́те éже въ (какое у) вáсъ стáдо Бóжiе, посѣщáюще (надзирая за ним) не нýжею (принужденно), но вóлею и пó Бозѣ (охотно и богоугодно), т. е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец. Не принужденно пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности, и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. 2) Нижé не прáведными прибы́тки (не для гнусной корысти, постыдной наживы), но усéрдно (из усердия) — это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7, 13‒14: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования). Он лишь не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды; 3) ни я́ко обладáюще (господствуя над) ря́ду (при́чту, жребию, наследию Божию), но о́брази бывáюще (подавая пример) стáду. Ря́дом (при́чтом, жребием) называет священное собрание. Пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними. За такое доброе пастырствование апостол обещает неувядаемый венец от Пастыреначальника — Христа: и я́вльшуся (когда явится) пастырей Начáлнику, прiи́мѣте не увядáемыи слáвы вѣнéцъ. Союз и поставлен вместо дабы, то есть чтобы, когда явится Пастыреначальник, вам получить венец нетления. Пасомых апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. Тáкоже и ю́нiи (младшие, то есть рядовые верующие) повини́теся стáрцемъ (пастырям): вси́ же дрýгъ дрýгу повинýющеся (подчиняясь), (в) смиреномýдрiе стяжи́те (облекитесь, опояшьтесь, оденьтесь, или наложите на себя, окружите себя со всех сторон), занé (потому что) Бóгъ гóрдымъ проти́вится, смирéннымъ же даéтъ благодáть. Повинýющеся (подчиняясь) друг другу значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью.