petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол среды седмицы 33-й по Пятидесятнице. Наставления христианам: 1 Пет., 61 зач., 4, 1‒11

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Вся четвертая глава посвящена нравственным наставлениям. Эти наставления основаны на мысли о страданиях Христовых. Христý ýбо пострадáвшу за ны́ (нас) плóтiю, и вы́ въ тý же мы́сль вооружи́теся: занé (ибо, потому что) пострадáвый плóтiю, престá от грѣхá (перестает грешить) (ст. 1). Вся эта глава пронизана мыслью о терпеливом перенесении гонений за веру и о необходимости побеждать злобное отношение врагов веры добродетельной жизнью. Страдающий плотью перестает грешить — страдания телесные, будь они от добровольных подвигов и трудов или будь они от невольного страдания, например, от болезней или внешних притеснений — ослабляют страсти. Вместе с тем здесь выражена та же мысль, что и в 6-й главе послания святого апостола Павла к римлянам: о том, что сораспявшийся Христу и как бы умерший с Ним умирает для греха и оживает для Бога. Страдающий вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: áще (если) бо съ Ни́мъ умрóхомъ (умерли), тó съ Ни́мъ и оживéмъ (2 Тим. 2, 11) и: помышля́йте себé мéртвыхъ ýбо бы́ти грѣхý, живы́хъ же Богови (Рим. 6, 11). Апостол убеждает христиан не смущаться тем, что язычники злословят их за происшедшую в них коренную перемену в их жизни, напоминая, что они будут судимы Богом за их распутство. Во éже (чтобы) не ктомý въ (по) человѣ́ческiя пóхоти, но въ (по) вóлю Бóжiю прóчее (остальное) вó плоти жи́ти врéмя. Довлѣ́етъ бо вáмъ (довольно, что вы) мимошéдшее (прошедшее) врéмя житiя́, вóлю язы́ческую твори́ти (поступали), хóждьшемъ (предаваясь) въ нечистотáхъ, въ пóхотехъ, въ мужелóжьствѣ, въ скотолóжьствѣ, въ помыслóхъ, въ пiя́нствѣ, въ козлогласовáнiихъ, въ лихоимáнiи, и богомéрзкихъ идолослужéнiихъ: ужели вы не насытились, проведши столько времени в житейских удовольствиях? Разве вы жили не в такой нечистоте, в какой и язычники?

О нéмже (почему они и) дивя́тся не сходя́щимся вáмъ (что вы не участвуете с ними) въ тóже блудá разлiя́нiе (распутство), хýляще (и злословят вас). Язычники будут удивляться (ξενίζονται) вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему, после удивления вашей перемене и недоумении, они не только посрамятся, но и станут злословить; ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся безнаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех, который для этого и сидит непреложно и твердо. А как Судия есть судия живых и мертвых, об этом пишет апостол далее: и́же воздадя́тъ слóво (ответ), Готóву Сýщему (Имеющему вскоре) суди́ти живы́мъ и мéртвымъ. Связь такая: эти, злословящие вас, дадут ответ Судящему всех живых и мертвых. Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностью признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение: так и из содержимых во аде тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т.е. вели жизнь духовную и добродетельную ‒ на славу и спасение. На сé (для того) бо и мéртвымъ благовѣсти́ся, да (чтобы) сýдъ ýбо прiи́мутъ (подвергшись суду) по человѣ́ку плóтiю, поживýтъ же пó Бозѣ дýхомъ. Полная мысль такая: когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мф. 27, 52), или оживились доброй надеждой. Всѣ́мъ же (впрочем) кончи́на прибли́жися (близок всему конец, исполнение, совершение) — в том смысле, что христиане всегда должны быть готовы к Пришествию Христову. Ибо во Второе Пришествие Господа каждому воздается должное вполне. Из этого апостол выводит необходимость для христиан добродетельной жизни и дает ряд наставлений. Уцѣломýдритеся ýбо и трезви́теся въ моли́твахъ. Так как совершенство всего, Христос, пришло, и вы сообразуетесь с этим совершенством, то пусть не оказывается в вас самих недостатка ни в чем, ни в целомудрии, ни в трезвости, ни в бодрствовании на молитве (ибо молитва свойственна бодрствующим). Ставит во главе всего любовь: Прéжде же всѣ́хъ яже дрýгъ кó другу любо́вь прилѣ́жну имѣ́йте, занé (потому что) любо́вь покрывáетъ мнóжество грѣхóвъ (ст.8), как учит об этом и святой апостол Иаков. Сказав о любви, прибавляет и то, что в тесной связи с любовью: будьте страннолю́бцы (-ивы ), дрýгъ кó другу, безъ роптáнiи. Страннолюбие повелевает совершать без ропота, и тем, кои обилуют всяким даром, повелевает делиться с братом неимущим: Кождо я́коже прiя́тъ даровáнiе (каждый тем даром, какой получил) междý себé (друг другу) сiе служáще, я́ко дóбрiи (домо)строи́телiе (много)разли́чнѣй благодáти Бóжiи. Имеющий учительское слово пусть преподает оное нуждающемуся в нем; имеющий обилие яств пусть подает не имеющему оных, подает без скупости, но сколько позволяет сила дарования Божия: А́ще ктó глагóлетъ, я́ко словесá Бóжiя: áще ктó слýжитъ, я́ко от крѣ́пости, якоже подастъ Бóгъ: да о всéмъ слáвится Бóгъ Iсýсъ Христóмъ, Емýже éсть слáва и держáва вóвѣки вѣкóмъ. Ами́нь. Не делать должного употребления из того, что принадлежит нам и чему мы господа, есть дело крайне несправедливое. Ибо не тот только должен делиться с неимеющим, кто имеет деньги, но и тот, кто имеет и прочие естественные дары, ибо сам тот, кто не имел их, получил их от Бога для того, чтобы делился с неимеющим. К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author