petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостолу Тимофею: 2 Тим., 290 зач. (от полу́), 1, 3‒9

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Высказав свою сильную любовь к Тимофею, возлюбленному сыну, чадо Тимоѳéе, благодарю́, говорит, Бога за то, что, любя тебя, я помню о тебе. Это и есть истинная любовь, когда кто-либо восхищается своею любовью к другому. Благодарю́ Бóга, Емýже (Которому) служý отъ прароди́телей, (с) чи́стою сóвѣстiю. Говорит же он о всем этом, как бы внушая: не подозревай, что у меня одно на уме, а другое на словах. Чиста у меня совесть, как всегда, так и, ныне. Итак, я не лгу, говоря, что люблю тебя и всегда помню о тебе: я́ко непрестáнную и́мамъ о тебѣ́ пáмять въ моли́твахъ мои́хъ дéнь и нóщь, желáя ви́дѣти тя́. Благодарю Бога, что помню о тебе. И не просто, но в молитвах, и ночью и днем, прося за тебя Бога, чтобы исполнилось мое желание, желание видеть тебя. (Вс)поминáя слéзы твоя́, да рáдости испóлнюся. Так расположи слова: желая видеть тебя, дабы мне исполниться радости; потом средние слова вспоминая о слезах твоих. Вероятно, Тимофей, разлучаясь с Павлом, плакал. Желаю видеть тебя, не только вспоминая о слезах твоих но и воспоминáнiе прiéмля (приводя на память, напоминание получив) о сýщей въ тебѣ́ нелицемѣ́рнѣй вѣ́рѣ. Ибо это самая важная причина для того, чтобы ты был любим мной... вѣ́рѣ, я́же всели́ся (которая жила, обитала) прéжде въ бáб(к)у твою́ Лои́ду и въ мáтерь твою́ Евникíю. Другая похвала: Тимофей произошел не от неверных родителей, а от верных, хотя и из иудеев (отец его был грек). Уповáю (уверен) же, я́ко (что) и въ тебé. Доблести предков, если и мы таковы, прославляют нас; если же нет, служат скорее к нашему осуждению. Поэтому апостол говорит: я убежден в том, что вера предков твоих есть и в тебе. Итак, ты имеешь веру нелицемерную, еще от предков утвержденную и не могущую колебаться. Вспомнив нелицемерную веру бабки его и матери, св. апостол Павел напоминает Тимофею: Ея́же рáди вины́ (по сей причине) воспоминáю тебѣ́ возгрѣвáти дáръ Бóжiи живýщiй въ тебѣ́ возложéнiемъ рýку моéю (через мое рукоположение). Так как, говорит, я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, то побуждаю тебя, чтобы благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для совершения знамений и вообще для всякого свойственного епископу служения, возгревать эту благодать, то есть делать всегда живой и цветущей. Ибо, как огонь нуждается в дровах, так и благодать Духа нуждается в усердии, внимании, бодрствовании, чтобы всегда пламенеть. Если нет этого, она угасает. И в другом месте говорит апостол: Духа не угашайте (1 Сол. 5:19).

Здесь ясно сказано, что в Таинстве Священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко неправы протестанты и сектанты, отвергнувшие Таинство Священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от святых апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю возгревать, конечно, ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения. Есть в тебе эта благодать, которую ты принял вместе с возложением моих рук на тебя, когда я рукополагал тебя во епископы. Но ты сделай этот огонь сильнее. Слово, которое ты получил, исполни дерзновения и мужества. Первый отдел наставительной части в первой главе излагает указания апостола Павла на тот плод, которым прежде всего может обнаружиться в Тимофее возгревание полученного им чрез апостольское рукоположение благодатного дара. Несть нáмъ далъ Бóгъ дýха стрáха (боязни), но си́лы и любвé и цѣломýдрiя. То есть не для того мы получили духа, чтобы робеть, но чтобы быть сильным в искушениях и иметь дерзновение. Многим Бог дает и духа страха, как написано в книге Исход: да нападет на них страх (Исх. 15:16). И любви. Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва, Отче (Рим. 8:15). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих. И целомудрия. Или: чтобы мы были разумны, с здравым умом, в здравом состоянии; или: чтобы, духом своим здраво мыслили, и если постигнет нас какое-либо испытание, мы приняли бы его к руководству; или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму. Апостол увещевает Тимофея: Не постыди́ся ýбо стрáстiю (свидетельства) Гóспода нáшего Iсýса Христá (то есть проповеди о Кресте Его, который для иудеев есть соблазн, а для эллинов безумие). Многие окаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего понимания, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силой Креста Его осужденный человек стал сыном Божиим. Ты же, Тимофей, не стыдись свидетельствовать о Христе и смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том. Апостол не сказал: не бойся, но: не стыдись, чтобы показать, что дело это не имеет опасности, а только один стыд; если же презришь его, то прочее безопасно. Ни мнóю ю́зникомъ Eгó. Не стыдись того, что я, воскрешающий мертвых, учитель вселенной, теперь связан. Я связан не как злодей, я узник Его, то есть ради Него. Если Он не постыдился Креста, то как я постыжусь уз? Но постражи́ благовѣствовáнiю Христóву. То есть не просто покажи, что ты не постыдился, но на опыте, в делах, и будь участником в одном и том же со Христом и со мной. Это же он выразил и выше в словах: дал нам Бог дух силы. Что значит постражи́ благовѣствовáнiю (страдай с благовестием)? Ужели благовествование страдает? Нет, не то; но или говорит: спострадай мне ради благовествования, или благовествованием называет всех проповедников Евангелия и строителей тайн. Итак, пострадай вместе с тем, кто послужил благовествованию. Нужно и страдать, если потребуется, вместе с благовестием Христовым, воодушевляясь высотою совершенного Христом Спасителем дела домостроительства нашего спасения и руководствуясь примером самого Апостола Павла. По си́лѣ (силою) Бóга. Так как тяжело было сказать: страдай, то апостол утешает: не своею, говорит, силой, но силой Христовой: твое избрание есть и готовность. Спáсшаго нáсъ и призвáвшаго звáнiемъ святы́мъ. Представляет доказательства силы Божией. Он, говорит, спас нас, и отчужденных призвал к Себе, чтобы сделать нас святыми. Итак, Кто спас нас, когда мы не желали, Тот тем более поможет теперь желающим. Не по дѣ́ломъ нáшымъ, но по Своемý благоволéнiю (изволению, предложению, предустановлению) и благодáти. Без всякого принуждения, без всякого совета, но по собственному изволению, то есть из Себя, благостью Своею влекомый. Дáннѣй нáмъ (в)о Христѣ́ Iсýсѣ прéжде лѣ́тъ (времен) вѣ́чныхъ. То есть безначально и предвечно предначертано, что будет дана нам благодать во Христе Иисусе, Господе нашем. Не мало для нас есть, то что Бог возблаговолил о нас сие предвечно.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author