petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание апостола Петра: 1 Пет., 60 зач., 3, 10‒22

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Наставления всем христианам (3:1017). Далее апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду. Хотя́и бо живóтъ люби́ти, (кто любит жизнь и хочет) и ви́дѣти дни́ блáги (добрые), да удержи́тъ язы́къ свóй от злá, и устнѣ́ свои́ éже не глагóлати льсти́ (от лукавых речей). Да уклони́тся от злá, и да сотвори́тъ благо, да взы́щетъ сми́ренie (мира), и да держи́тся егó. Что выводимое им наставление не ложно, в том удостоверяет указанием на слова Давида, и говорит: кто любит жизнь, то есть кто преобразовывает себя для истинной жизни и хочет показать ее достолюбезной (ибо на это указывает выражение любит, хочет показать ее вожделенной для людей), тот пусть неуклонно держится того, что вместе со мной предлагает и пророческое слово. Занé óчи Госпóдни (обращены) на прáведныя, и ýши Егó въ моли́тву и́хъ, лицé же Госпóдне на (против) творя́щыя злáя, éже потреби́ти (чтобы истребить) и́хъ от земли́. И ктó озлóбитъ вáсъ (сделает вам зло), áще (если) благóму подóбницы (ревнители) бýдете? Но áще и стрáжете прáвды рáди, блажéни, стрáха же и́хъ не убóйтеся, нижé смущáйтеся. Гóспода же Бóга освяти́те въ сердцыхъ вáшихъ: Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло. Апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, жизнь и смерть (Прем. 16, 13). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 9). Посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией (Ис. 8, 13) заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5, 16).

(Будьте) готóвы же при́сно (всегда) ко отвѣ́ту вся́кому вопрошáющему вы́ слово (требующему у вас отчета), о вáшемъ уповáнiи, съ крóтостiю и стрáхомъ, сóвѣсть имýще блáгу (добрую), да(бы тем,) о нéмже клевéщутъ (за что злословят) вáсъ áки (как) злодѣ́я, постыдя́тся злослóвящiи (были постыжены порицающие, поносящие) вáше благóе о Христѣ́ житié. Слова готовы дать ответ и проч. должно соединить с словами иметь добрую совесть. Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (см. Лк. 21, 14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью. Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (3:1822). Лýч(ш)е бо éсть благóе творя́щемъ (делая добро), áще хóщетъ (если бы на то была) вóля Бóжiя пострадáти, нéже ли злó творити, занé (потому что ) и Христóсъ, еди́ною (однажды) о грѣсѣ́хъ нáшихъ пострадá, прáведникъ за непрáведники, да (чтобы) приведéтъ ны́ Богови. Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: если и страдаете за правду, то вы блаженны, потому что лучше терпеть зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова добрые дела нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово злые. Прибавляет: если угодно воле Божией, показывая этим, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения и славы нашей, или даже для спасения других. И это двояким образом. Или какой-нибудь праведник терпит зло для уцеломудрения иных грешников, по сказанному: если праведник едва спасается, то грешный где явится? (1 Петр 4, 18). И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника приумножение праведности чрез терпение, а для грешника обращение, как сказано. Или праведник страдает и для собственной своей славы и для обращения и спасения других, как и Христос. Посему Петр полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: праведник за неправедных, ибо Сам Христос не сделал никакого греха (см. 1 Пет. 2, 22). Чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил однажды. А как Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу Своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи. И как Христос и Бог, и Человек, то страданиями Своими доставил нам и благодать двоякую. Умерши, как человек, Он освободил нас от смерти, положив начало нашему воскресению, и в Самом Себе дав пример, что умирающие умирают не без надежды воскресения. Ожив, то есть воскреснув из мертвых силой Божественности (ибо Он воскрес из мертвых не как человек, но как Бог), всех сущих во аде сооживил, совоскресив с Собой. Ибо, по словам евангелиста (см. Мф. 27, 5253), многие тела усопших святых воскресли, и явились многим. Умерщвéнъ ýбо бы́въ плóтiю, ожи́ве дýхомъ: о нéмже (которым) и сýщимъ (находящимся) въ темни́цѣ духовóмъ сошéдъ (сойдя) проповѣ́да, Быв умерщвлен по плоти, то есть как человек; но ожив духом, как Бог. Под словом Духом разумеют Бога, а под плотью человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: Бог есть дух (Ин. 4, 24), а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. Которым поставлено вместо почему. Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие? Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих». Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя. Под темницей, как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или «Шеол» — место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии. Это место в преисподней, то есть «под землей» или «внутри земли» — т. е. в «месте» мрачном и тесном. Это не ад в христианском смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для души умершего, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших в Ветхом Завете людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших. В эту темницу сходил Господь для проповеди о совершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай — место блаженства праведников. По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа в аду была предварена там проповедью о Христе святого Иоанна Предтечи (см. тропарь его). Проти́вльшемся иногдá, егдá ожидáше Бóжiе долготерпѣ́нiе, вó дни Нóевы дѣ́лаему (пока строился) ковчéгу, въ нéмже (котором) мáло, си́рѣчь (то есть) óсмь дýшъ, спасóшася от воды́. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им. Проти́вльшемся иногдá (некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению) — значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа. Из 1 Пет. 4:6 можно заключить, что и из таких были спасшиеся проповедью Христовой в аду: ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию (то есть погибнув в водах потопа), они впредь жили (в Небесном мире) по Богу духом. Этим апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников и притом самых грешных из них. От мысли о потопе и о спасшихся в ковчеге в 20 ст. апостол переходит к Таинству Крещения, прообразом которого явился всемирный потоп. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к Святому Крещению и говорит, что вода эта указывала на наше Крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом. Егóже воображéнiе (подобное сему образу) ны́нѣ и нáсъ спасáетъ Крещéнiе, не плотскíя отложéнiе сквéрны (удаление, омытие нечистоты), но сóвѣсти блáги вопрошéнiе ý Бога (обещание Богу), воскресéнiемъ Iсýсъ Христóвымъ. Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко Святому Крещению. В этом ст. апостол определяет существо крещения. Оно не есть плотской нечистоты омытие, подобное, например, многочисленным обрядовым иудейским омовениям, которые, очищая только тело, нисколько не касались нечистот душевных: оно есть обещание Богу доброй совести. Эти слова не значат, конечно, что благая совесть — только обещается в будущем. Именно в самом Крещении очищается душа верующего, потому что дальше сказано, что Крещение спасает воскресением Христовым. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Апостол указывает здесь только на необходимость для крещенного решиться начать новую жизнью по совести. Иже (Который, т. е. Христос) éсть (пребывает) о деснýю Бóга, возшéдъ нá небо, покóршемся Емý (Которому покорились) Ангеломъ и Властéмъ и Си́ламъ. Подчинились и принятому Им в единение с Собой человеку.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author