petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Ватопедская икона Божией Матери Отрада или Утешение

Автор: Евгений Поселянин

Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого. Недалеко от этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами. Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской Горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской Горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, то есть «куст отрока». Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Святая икона Богоматери, называемая Отрада, помещается в этом соборном монастырском храме, около правого клироса в стенной нише, в приделе, посвященном ее имени. И после указанного случая благодеяния Божией Матери, оказываемые Ватопедской обители, не прекращались. Расскажем здесь только об одном случае, в котором обнаружилось покровительство свыше этой обители, притом случай, имеющий теснейшую связь с иконой, именуемой Отрада или Утешение.

В 807 году подошла к Святой Афонской Горе шайка разбойников. Она намеревалась на рассвете дня, как только растворятся ворота одного из лучших монастырей — Ватопедского, ворваться внутрь, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Пользуясь вечерней темнотой, разбойники высадились на берег, а к утру укрылись в окружающих обитель кустарниках. План нападения был обдуман, и, по-видимому, ничто не могло препятствовать его осуществлению. Но Покровительница всей святой Афонской Горы, Пресвятая Дева Богородица, не допустила осуществиться злодейскому и варварскому замыслу безбожников. Итак, разбойники ждали открытия ворот, притаившись в кустарниках. В это время кончилась утреня, и вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых. В церкви остался один настоятель Ватопедского монастыря и занялся совершением своего утреннего правила. Он стоял на молитве близ иконы Богоматери. [Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.] Неожиданно он был поражен ясно слышанными им предостерегающими словами, исходившими от этой иконы: «Не отверзайте сегодня врат обители, — говорила Пресвятая Богородица, — но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников». Игумен, смущенный этим обстоятельством, устремил свой взор на икону Пресвятой Девы, от которой слышался этот голос, и ему открылось поразительное чудо: он увидел, что лик Богоматери, а равным образом и лик держимого Ей Предвечного Младенца, оживились. Предвечный Младенец, простирая Свою десницу и закрывая ею уста Своей Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Своего Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно одни и те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Игумен, пораженный ужасом, тотчас же собрал вокруг себя всю свою братию и пересказал о случившемся, а также передал слова, сказанные ему Божией Матерью, и слова, произнесенные к Ней Господом Исусом. Все были крайне изумлены, когда, действительно, увидели, что лик Богоматери и Предвечного Младенца и вообще очертания этой иконы стали совершенно иными, чем были прежде. В чувствах живой признательности все иноки монастыря прославили заступление и промышление о них Пресвятой Богородицы и Ее ради ходатайства милующего их Господа. После этого они поспешили на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойнической шайки. С тех пор и по сие время эта Ватопедская чудотворная икона Богоматери известна под именем Отрады или Утешения. Положение лиц Богоматери и Спасителя осталось в том виде, какой оно приняло при троекратном голосе, слышанном игуменом: Божественная Матерь уклонилась лицом Своим вправо от простертой десницы Предвечного Ее Младенца и старается ее отвлечь от уст Своих, чтобы иметь возможность свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным инокам Святой Горы Афонской. На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лицо Предвечного Младенца-Бога не таково: оно, можно сказать, грозно, и движение гнева заметно во всех его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда. В «Сказаниях о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся иконах» на 63 странице читаем: «Вполне точные характеристические черты Божественных сих лиц, Предвечного Младенца-Бога и Судии всех живых и мертвых и любвеобильнейшей Покровительницы и Заступницы всех, с полной верой ищущих Ее небесного покрова и державного заступления, почти неуловимы для кисти зографа (то есть живописца), и особенно черты Христа Спасителя нашего». В память чудесного избавления Ватопедского монастыря от разграбления его шайкой разбойников возжигается пред святой иконой «Отрада» неугасимая лампада и большая свеча. В том приделе, где находится эта чудотворная икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители, и ежедневно по особой рукописи поется молебен Божией Матери. В Таволжанской женской обители, расположенной в Новохоперском уезде Воронежской губернии, есть копия с иконы, именуемой Отрада или Утешение. Она принадлежит к числу местночтимых икон и привезена сюда с Афона. Многие притекающие с верой к сей иконе получают исцеление от своих недугов. Другой список, сделанный не с оригинала, а с упомянутой копии и принадлежащий также к числу местночтимых икон, находится в С.-Петербургском Девичьем Воскресенском монастыре, при кельях игумении. Эта икона освящена в 1854 году.
Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author