petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание апостола Петра: 1 Пет., 59 зач., 2, 21 ‒ 3, 9

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Пример страданий Господних (2:21‒25). Призывая к терпеливому перенесению несправедливых страданий, апостол указывает на пример Самого Господа Иисуса Христа и убеждает христиан последовать стопам Его, то есть подражать Ему в терпеливом перенесении страданий. Возлюбленiи, Христóсъ пострадá по нáсъ, нáмъ остáвль о́бразъ (пример), да послѣ́дуемъ стопáмъ (следам) Егó: Иже (Который) грѣхá не сотвори́, ни обрѣ́теся (не было) лéсть во устѣ́хъ Егó. Апостол заповедует переносить все с терпением. Поскольку боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если что-нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе рабов благоразумных и склонных к исправлению. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои Собственные грехи, ибо Он не сделал греха (Ис. 53, 9), но страдал за нас и за наши грехи. За преступления народа Моего претерпел казнь, говорит пророк (Ис. 53, 8). Иже укаря́емь проти́ву не укаря́ше (будучи злословим, Он не злословил взаимно), страждá, не прещáше (не угрожал), предая́ше же Судя́щему прáведно (Судии Праведному): Иже грѣхи́ наша Сáмъ вознесé на тѣ́лѣ Своéмъ нá древо, да от грѣ́хъ избы́вше (дабы мы, избавившись от грехов), прáвдою поживéмъ (жили для правды). Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Когда Он висел на кресте и страдал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (см. Лк. 23, 34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем содомлянам, для того, чтобы слушателей хотя бы страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. Бог, как Судия Праведный на будущем Суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицеприятия, по сущей справедливости (см. 1 Пет. 1, 17). Егóже я́звою исцѣлѣ́сте. Бѣ́сте бо я́ко óвцы заблýждьшiя не имýщe пáстыря. но возврати́стеся ны́нѣ къ Пáстырю и Посѣти́телю (Блюстителю) дýшъ вáшихъ. Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Нравственные наставления женам (3:16). Апостол дает нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам. Женам заповедует, чтобы они повиновались своим мужьям: Тáкожде же и жены́, повинýющеся свои́мъ мужéмъ. Здесь имеются в виду особенно жены-христианки, бывшие замужем за мужьями-иудеями или язычниками, не принявшими Христовой веры. Положение таких жен было, конечно, нелегким. У них естественно могло породиться искушение — поставить себя под руководство лиц, уже просвещенных христианской верой, то есть чужих мужей, повиноваться им, из-за чего могли возникать разные искушения и нестроения в семейной жизни. Апостол с особенной заботой предостерегает таких жен от подобного искушения и внушает им повиноваться собственным мужьям, хотя бы они были и неверующие, указывая высокую цель этого: да и áще нѣ́цыи (чтобы те из них, которые) не повинýются (не покоряются) слóву, жéнскимъ житiéмъ, бéзъ слова плѣнéни бýдутъ (приобретаемы были), ви́дѣвше éже сó страхомъ (богобоязненное) чи́сто(е) житié вáше. Жены должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Польза от этого та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней. Слова без слова приобретаемы значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: «Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом». Апостол внушает, что истинное украшение женщины-христианки состоит не во внешних уборах, а во внутренней красоте И́мже (украшением) да есть не внѣ́шнее плетéнiе влáсъ и обложéнiе (уборы) злáта, или́ одѣя́нiемъ ри́зъ лѣ́пота (нарядность в одежде), но потаéныи сéрдца человѣ́къ въ неистлѣ́нiе крóткаго и молчали́ваго дýха, иже éсть прéдъ Богомъ многоцѣ́нно. Ср.: Вся́ слáва Дщéре Царéвѣ внýтрь (у Нее в душе): ря́сны (каймами) златы́ми одѣ́яна и преиспещрéна (изукрашена) (Пс. 44, 14). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотыми бахромами и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.     В пример апостол приводит Сарру, повиновавшуюся своему мужу Аврааму: Тáко бо иногдá и святы́я жены́, уповáющiя нá Бoга, украшáху себé, повинýющеся свои́мъ мужéмъ: я́коже Сáрра послýшаше повиновалась Авраáма, господи́на(-ом) тогó зовýщи (называя): ея́же бы́сте чáда, благотворя́ще (делая добро), и не боя́щеся ни еди́наго (не смущаетесь ни от какого) стрáха. Здесь украшением называет повиновение, говоря: они украшали себя, повинуясь своим мужьям. Сказав неопределенно святыя жены, называет их дочерями Сарры или по вере, или по происхождению. Ибо дочери необходимо должны подражать матерям. При украшении, приличном христианкам, убеждает их быть и милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей. Это хочет выразить словами: не боя́щеся ни еди́наго стрáха. Ибо естественно, что мужья потребуют иногда от них отчета в издержках. Такой возвышенной речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, апостол удерживает и мужей от строгости к ним. Тягостное положение женщины, как в древне-языческом мире, так и у евреев, побуждает апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление о повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять своим главенством в семье. Наставления мужьям и всем христианам (3:717): Мýжiе тáкожде вкýпѣ живýще (обращайтесь) съ свои́ми женáми по рáзуму (благоразумно), то есть примите во внимание слабость и склонность женского пола к малодушию и будьте к женам великодушны, не требуя с раздражительностью отчета в том, что вверено им по домашнему хозяйству. Убеждает мужей не взыскивать строго с жен для того, как мы сказали, что они были щедрее в подаянии бедным. А мне кажется, что этими словами апостол сокровеннее и важнее, чем Павел, намекает на пользование правами супружества. Ибо Павел прямо говорит: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, и проч. (ср. 1 Кор. 7, 5). А Петр, важнее сказав: по рáзуму (благоразумно) и чрез то намекнув на дело, убеждает мужей, так как женский пол и к этому склоннее, не отлучаться от жен с запрещением и строгостью, но сначала снисходительно, как к слабейшим, пользоваться ими, потом с некоторой осторожностью убеждать их привыкать к воздержанию от сего. Ибо на это, то есть на снисходительность, хочет указать словами: я́ко немощнѣ́йшу сосýду жéньскому воздаю́ще (оказывая) чéсть. Муж должен обращаться с женой бережно, как с немощнейшим сосудом. Ибо тому, на кого не обращают внимания, не бывает ни чести, ни пощады. Потом, так должно пользоваться ими в отношении сообщения, как слабейшими, или и как сонаследницами живой благодати: я́ко и снаслѣ́дницы благодáтнѣй жи́зни. И что мы придали такой смысл предлежащему изречению не без основания, на это указывает дальнейшее прибавление: во éже не прекращáтися моли́твамъ вáшымъ (дабы не было вам препятствия в молитвах). Ибо какое препятствие молитве может быть от суровости мужа к жене своей? Между тем как оставление сообщения доставляет во время молитвы большую внимательность и усердие. Далее апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду: Конéцъ же, вси́ единомýдрени бýдите, ми́лостиви (сострадательны), братолю́бцы, милосéрди, и благоутрóбни (дружелюбны), мудролю́бцы, смиреномýдри, не воздаю́ще злá за злó, или́ досаждéнiя за досаждéнiе (ругательство): супроти́вное же (напротив) благословя́ще, вѣ́дуще, я́ко на сé (зная, что вы к тому при)звáни бы́сте, да (чтобы) благословéнiе наслѣ́дите. Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: благословляйте гонителей ваших (Рим. 12, 14). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: Конéцъ же (наконец). К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель спасение, у всех один закон любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие и проч. Из них единомудрiе (-мыслие) есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Благоутробие душевное стремление к благотворению однородным. Любомудрiе дружелюбие и кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение или смиренномудрие перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Досажденiе (ругательство) есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author