petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Преподобный Евфимій Великій. Для чего Господь скрылъ отъ насъ часъ смертный?

Авторъ: Протоiерей Григорій Дьяченко

I. Преподобный и богоносный отецъ нашъ Евфимій, память коего совершается нынѣ, родился въ городѣ Милитинѣ, близь Евфрата. Когда, за смертію отца, мать отдала его на воспитаніе дядѣ пресвитеру, тотъ представилъ отрока епископу. Епископъ полюбилъ Евфимія за доброе поведеніе и сдѣлалъ чтецомъ въ церкви, а затѣмъ и пресвитеромъ, и поручилъ управленіе монастырями въ городѣ. Но св. Евфимію хотѣлось уединенія, и онъ на 30-мъ году жизни тайно удалился изъ города и спустя нѣкоторое время, близъ Мертваго моря, основалъ Лавру. Лавра сначала была бѣдною; но преподобный крѣпко надѣялся на Бога, и Богъ посылалъ все необходимое для нея. — Одинъ инокъ отказался отъ послушанія, которое назначено было ему. Вдругъ онъ упалъ на землю безъ чувствъ. Тогда, по просьбѣ братіи, св. Евфимій исцѣлилъ его и сказалъ: «Послушаніе — великая добродѣтель. Господь любитъ ее больше жертвы». Св. Евфимій сотворилъ множество чудесъ, многимъ предсказалъ будущее. Многихъ изъ язычниковъ обратилъ ко Христу и многихъ изъ неправовѣрующихъ утвердилъ въ истинной вѣрѣ, почему и получилъ названіе Великаго. Въ годъ своей смерти прп. Евфимій не пошелъ, вопреки обыкновенію, въ пустыню на время Четыредесятницы и сказалъ братіи: «Я пробуду съ вами первую седмицу, а въ субботу въ полночь отлучусь отъ васъ», — и точно въ это время (20 января) послѣдовала блаженная его кончина. Онъ скончался въ 473 году, будучи 97 лѣтъ. Мощи св. Евфимія почиваютъ въ его Лаврѣ. II. Изъ обстоятельствъ кончины преподобнаго Евфимія мы видѣли, что Господь открылъ ему за недѣлю день и часъ его смерти. Только рѣдкіе и великіе угодники Божіи удостоиваются знать часъ своей смерти. Прочимъ это не дано. Спрашивается: для чего Господь скрываетъ отъ всѣхь почти людей часъ смертный?

а) Господь утаилъ отъ насъ часъ смерти, во-первыхъ, для того, чтобы мы постоянно бдѣли надъ самими собой, т. е. были всегда внимательны къ своимъ поступкамъ, словамъ и помышленіямъ. Бдите убо, яко не вѣсте дне, ни часа, въ оньже Сынъ Человѣческій пріидетъ (Мѳ. 25. 13). б) Во-вторыхъ, Господь не сказалъ намъ, сколь дологъ вѣкъ нашъ, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день добродѣланія и самоисправленія. Станетъ ли человѣкъ постоянно напрягать свои силы къ побѣжденію зла, — займется ли безотлагательно исправленіемъ самого себя, если будетъ знать, что конецъ жизни его еще далеко, что онъ еще не умретъ скоро? Не родится ли у него тогда такая мысль: «Успѣю еще запастись добрыми дѣлами, успѣю еще посвятить себя подвигамъ исправленія, когда буду приближаться къ смерти, но до тѣхъ поръ пока поживу въ свое удовольствіе». Если человѣкъ все будетъ откладывать дѣло своего исправленія, можно ли поручиться, что онъ подъ конецъ своей жизни исправится, успѣетъ украситъ себя добродѣтелями? Премудрый Соломонъ свидѣтельствуетъ противное: егда пріидетъ нечестивый во глубину золъ, говоритъ онъ, нерадитъ (Притч. 18, 3). Кости нечестиваго наполнишася грѣховъ юности его и съ нимъ на персти уснутъ, говоритъ праведный Іовъ (Іов. 20, 11). Премудрый Сирахъ не совѣтуетъ отлагать со дня на день обращеніе къ Богу, говоря: не медли обратиться ко Господу, и не отлагай день отъ дне: внезапу бо изыдетъ гнѣвъ Господень, и во время мести погибнеши (Сир. 5. 9). Оттого-то премудрый Соломонъ не велитъ отлагать дѣланіе добра до завтра, говоря: не вѣси бо, что породитъ находящіи день (Притч. 3, 28). Такимъ образомъ, мы должны заботиться о своемъ спасеніи неустанно, повсечасно, не отлагая этого великаго дѣла самоисправленія на далекое время, потому что мы не знаемъ, въ который часъ и день Сынъ Человѣческій пріидетъ. в) Въ-третьихъ, время кончины нашей не объявлено намъ для того, чтобы свобода наша навсегда пребыла неприкосновенною и чтобы не была отнята цѣнность у нашей добродѣтели. Если бы намъ открыто было, что мы чрезъ недѣлю или мѣсяцъ непремѣнно должны разстаться съ этимъ свѣтомъ, тогда конечно мы поспѣшили бы приготовить себя къ смерти, посвятили бы весь остатокъ дней своихъ на твореніе добрыхъ дѣлъ. Но такое приготовленіе развѣ не будетъ принужденнымъ? Такое добро развѣ не будетъ плодомъ страха рабскаго? Богъ же любитъ только доброхотныхъ дателей. Бояйся не совершися въ любви, говоритъ возлюбленный Христовъ апостолъ Іоаннъ Богословъ, страхъ бо нѣсть въ любви, но совершенна любы вонъ изгоняетъ страхъ (1 Ін. 4, 18). Такимъ образомъ, безъ благаго произволенія духа нашего, приготовленіе наше не заслуживало бы особой цѣны; добродѣтель не была бы высока. Сокрылъ Господь отъ насъ часъ смерти и суда будущаго въ непроницаемой тьмѣ неизвѣстности, и доброе наше дѣло остается дѣломъ свободы, произведеніемъ чистой любви нашей къ добру и источнику добра; такое дѣло становится въ глазахъ правды Божіей достойнымъ полной награды. Се гряду, яко тать: блаженъ бдяй, и блюдый ризы своя, да не нагъ ходитъ, и узрятъ срамоту его, говоритъ Богъ Вседержитель (Апок. 16, 15). Блаженъ рабъ той, говоритъ Iсусъ Христосъ, его же пришедъ господинъ его обрящетъ тако творяща. Аминь глаголю вамъ, яко надъ всѣмъ имѣніемъ поставитъ его (Мѳ. 24, 4647). III. Вотъ причины, которыя здравый разумъ на основаніи слова Божія представляетъ намъ въ отвѣтъ на вопросъ: для чего Господь скрылъ отъ насъ часъ смертный? Аминь. (Сост. съ дополн. по № 30 «Кормчій» за 1889 г.).

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author