petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол Недели 32-й по Пятидесятнице (о Закхее): 1 Тим., 285 зач. (от полу́), 4, 9‒15

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев

Слово сие верно и всякого принятия достойно. То есть слово сие истинно и достойно того, чтобы все принимали его, как несомненное. Какое же это слово? То, что благочестие и здесь, и там полезно. Всюду в послании апостол указывает на это, не имея нужды подтверждать, а просто возвещая, ибо слово было к Тимофею.Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго. Показывает, каково есть благочестие, в котором упражнялись сами апостолы, и удостоверяет, каким образом он имеет надежду на будущую жизнь, говоря: для того, вместо: посему и трудимся и поношение терпим. Ибо для чего нам изнурять себя, если бы мы не ожидали будущих благ, которые Бог живый даст нам после смерти? Здесь воины царские, перенесшие многие труды и опасности, часто не получают должного воздаяния, когда случится умереть царю; а наш Царь всегда жив, всегда и воздаст. Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. То есть всех Он хочет спасти и здесь, и там. Большее же попечение Он прилагает здесь о верных. Если бы Он не был Спасителем их, то как они устояли бы против всех нападений? Этим апостол побуждает Тимофея к перенесению опасностей. Не унывай, говорит, имея такого Бога, и не проси себе помощи у других, но надейся на Него: жив Бог и Он есть Спаситель. Проповедуй сие и учи. Одни дела требуют учения, а другие - приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому апостол и употребляет оба выражения: проповедуй и учи. И иначе, когда мы делаем что-либо, зная, что это зло, - мы нуждаемся в приказании; когда не зная того, нуждаемся в учении. В духовной жизни необходимо упражняться. Если люди употребляют иногда столько времени и трудов на малополезную гимнастику, то тем более нужно упражнять свой дух в подвигах благочестия.

Ради этого-то мы все и трудимся, говорит апостол, и терпим поношения, и об этом-то и следует всем пастырям учить свою паству (ст. 811). Далее апостол Павел в лице Тимофея предлагает назидание всем пастырям, желающим, чтобы никто не пренебрегал ими, даже если они юны возрастом, каким был Тимофей. Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (ст. 12) — здесь говорится об общей обязанности пастырей быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: словом — то есть пастырь должен быть образцовым учителем и проповедником, а также заботиться и о том, чтобы и в частных разговорах речь его всегда была назидательна, благоговейна и прилична; житием — умение держать себя во взаимообращении с людьми, иметь такт житейский; любовию — относиться ко всем с чувством искренней отеческой любви; духом — верующие должны видеть и чувствовать, что их пастырь духовный человек, а не мирской, рассеянный и светский; верою — пастырь должен быть примером правой, неколеблющейся веры; чистотою — то есть целомудрием и непорочностью, не только внешней телесной, но и внутренней, сердечной, чистотою своих помыслов. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (ст. 13) — это так поясняет святой Иоанн Златоуст: «Внемли чтению Божественных Писаний, утешению тех, которые имеют в том нужду, учению, обращенному ко всем вообще». Здесь имеется в виду чтение священных книг Ветхого Завета, поскольку священные книги Нового Завета еще не были тогда все собраны и не вошли еще во всеобщее употребление. Чтение слова Божия в церковных собраниях сопровождалось во времена апостольские толкованиями пророчеств и прообразов и разными наставлениями. Всеми этими видами самообучения проповеди верующим и увещевает святой Павел заниматься Тимофея, пока сам не придет, имея в виду, очевидно, дать Тимофею еще более подробные наставления касательно его епископских обязанностей. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (ст. 14) — это место обличает неправомыслие протестантов и сектантов, отрицающих Богоучрежденность церковной Иерархии и таинство священства. Апостол Павел решительно говорит здесь, что священство это есть особое дарование, или дар Божий: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1:6), живущий не во всех, а лишь в избранных лицах и сообщаемый посредством особого символического действия — возложения рук священничества: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5:22). Под пророчеством можно понимать или особое указание свыше, по которому Тимофей был избран епископом, или самые священные слова, которые произносились при его поставлении — самая форма иерархического поставления или молитва, с которой совершалось рукоположение. Почему здесь говорится о священничестве, когда известно, что епископа, каковым был Тимофей, еще с апостольских времен рукополагают епископы же, a не священники? Здесь говорится не о священниках как таковых, а о носителях вообще священного сана. Мы уже знаем, что в апостольские времена еще не были строго установлены названия иерархических степеней, и названия «епископы» и «пресвитеры» часто употреблялись одно вместо другого. Кроме того нет никакой возможности допускать, что Тимофея рукополагали во епископа священники, уже потому, что из 2 Тим. 1:6 ясно видно, что Тимофей был рукоположен самим апостолом Павлом: Ея́же рáди вины́ (по сей причине) вос(на)поминáю тебѣ́ возгрѣвáти дáръ Бóжiй живýщiй въ тебѣ́ возложéнiемъ рукý моéю (через мое рукоположение).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author