petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол субботы 33-й по Пятидесятнице: 1 Сол., 273 зач., 5, 14‒23

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

В пятой главе апостол в числе нравственных уроков 1) предлагает добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ: увещевает верующих быть в крепком союзе между собой. Мóлимъ же вы́, брáтiе, наказуйте безумныя (вразумляйте бесчинных) Здесь апостол обращается к учителям. Не со строгостью, говорит, или с надменностью делайте выговоры, но с кротостью наказуйте (вразумляйте). Ибо, придя в отчаяние, человек становится более дерзким, когда делают ему строгий выговор. Безумныя (бесчинные) же те, которые поступают против того, что определено Богом. Бог каждому определил свой чин; преступающий его есть бесчинник. Пьяница, ругатель, корыстолюбец и все согрешающие живут бесчинно. Утѣшáйте малодýшныя. Малодушен тот, кто не переносит искушения. Он именно и есть посеянный на камне (см. Мф.13:5). Таким образом, и он нуждается в поддержке. Заступáйте немощны́я. То есть поддерживайте слабых в вере, как и в другом месте говорит: изнемогающаго (немощных) въ вѣрѣ прiемлите (принимайте) (Рим. 14:1). Долготерпи́те ко всѣ́мъ. И к бесчинным, и малодушным, и слабым. Ибо это самое приличное средство для учителя, могущее обратить всех, даже самых грубых. Блюди́те (смотрите), да (чтобы) никтóже злá за злó комý воздáстъ. Если не должно воздавать злом за зло, то тем более - злом за добро, или начинать делать зло и вредить тому, кто ничем не повредил. Но всегдá дóбрая мыслите дрýгъ кó другу, и ко всѣ́мъ. Недостаточно того, чтобы не платить злом за зло; нужно, говорит, отплатить за себя добром, тому, кто причинил зло. Этому именно учит апостол, когда говорит: дóбрая мыслите (ищите добра). То есть усиленно старайтесь делать добро, как по отношению друг к другу, то есть к верным, так и по отношению ко всем, то есть и к неверным. 2) указывает характеристические черты истинно-христианской жизни: христианин должен вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливым, не воздавать злом за зло, но всегда желать всем добра, должен всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить, духа не угашать, пророчества не уничижать, все испытывать и доброго держаться, удерживаясь от всякого рода зла.

Всегдá рáдуйтеся. Хотя бы вы впали в искушение. Смотри: после того, как он сказал, что не должно воздавать злом за зло, дальше он повелевает радоваться. Если человек воспитан так, что никому не мстит за себя, напротив, даже благодетельствует человеку, причинившему печаль, то откуда же может проникнуть в него жало скорби? Непрестáнно моли́теся. Апостол показал путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарит Его за все, что послужило на пользу, очевидно, тот будет иметь постоянную радость. О всéмъ благодари́те: сiя́ бо éсть вóля Бóжiя о Христѣ́ Иисýсѣ въ вáсъ. Как же будешь всегда благодарить? Если сознаешь, что в том воля Божия, чтобы всегда тебе быть благодарным к Нему, как всегдашнему благодетелю во Христе Иисусе, то есть чрез содействие Господа Иисуса. Ибо и Он Сам содействует нам в том, чтобы быть благодарными: Он научил нас делать то, чему мы научились из Евангелия. Дýха не угашáйте. Прорóчествiя не уничижáйте. Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа. Вся́ же искушáюще (испытывая), дóброе содержи́те (хорошего держитесь). Итак, что же? Неужели нам принимать и лжепророков? Нет, говорит. Но все испытывайте, то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании. От вся́кiя вéщи злы́я {от вся́каго ви́да злáго} отгребáйтеся (удерживайтесь). Не только от того или другого, но просто от всякого, и от ложного пророка, и от греха.В 23 ст. указана последняя цель, к которой должен стремиться истинный христианин: сохранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа. Здесь — богооткровенное указание на трехчастность или трехсоставность человеческого существа. Дух это высшая сторона души, душа это жизненное начало в человеке. Сáмъ же Бóгъ ми́ра да освяти́тъ вы, совершéныхъ о всéмъ: К наставлению апостол присоединяет и молитву, чтобы с обеих сторон они имели безопасность. Что значит: совершéныхъ о всéмъ (во всей полноте)? То есть телом и душой, как это видно дальше: и всесовершéнъ вáшъ дýхъ, и душá и тѣ́ло, непорóчно въ пришéствiе Гóспода нáшего Иисýса Христá да сохрани́тся. Дух, то есть дар Святого Духа, который мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха; и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ души физической, чувственной и разумной, то апостол словом дух обозначил разумную часть; душа чувственную, тело физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author