petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Преподобный Макарій Египетскій. О молитвѣ за умершихъ

Авторъ: протоiерей Григорій Дьяченко

I. Въ нынѣшній день творится память одного изъ великихъ подвижниковъ египетскихъ пустынь, прп. Макарія Египетскаго, жившаго въ ІѴ вѣкѣ по Р. Х. Однажды, ходя по пустынѣ, прп. Макарій увидѣлъ на землѣ сухой человѣческій черепъ. Поворачивая его своимъ жезломъ, Макарій замѣтилъ, что черепъ какъ будто издавалъ звукъ. «Чей ты черепъ?» — вопросилъ старецъ. И изъ черепа послышался такой отвѣтъ: «Я былъ начальникомъ всѣхъ здѣсь обитавшихъ жрецовъ; а ты — авва Макарій — исполненный духа Божія. Когда ты молишься о насъ, сущихъ въ мукахъ, мы испытываемъ нѣкоторую отраду». — «Какая же бываетъ вамъ отрада и какая мука?» — вопросилъ старецъ. — «Какъ небо отстоитъ отъ земли, такъ великъ огонь, въ которомъ мы мучимся, опаляемые отовсюду, отъ ногъ до головы, — отвѣчалъ со стенаніемъ черепъ, — и мы не можемъ видѣть другъ друта. Когда же ты молишься за насъ, мы отчасти видимъ другъ друга, и это доставляетъ намъ нѣкоторую отраду». Слыша это, старецъ прослезился и сказалъ: «Несчастенъ тотъ день, въ который человѣкъ преступилъ заповѣдь Божію. — Потомъ опять спросилъ: — Есть ли у васъ и другія, большія муки?» Изъ черепа послышался голосъ: «Другіе находятся еще глубже подъ нами». — «Кто же это?» — опять спросилъ старецъ. — «Мы, не познавшіе Бога, еще испытываемъ нѣкоторое милосердіе Божіе, — продолжалъ голосъ изъ черепа, — а тѣ, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдаютъ Его заповѣдей, тѣ подъ нами испытываютъ еще тягчайшія, несказанныя муки». Святой старецъ послѣ того закопалъ черепъ въ землю и ушелъ въ глубокомъ раздумьи. II. Скажемъ по поводу сего нѣсколько словъ о молитвѣ за умершихъ.

а) Моленіе за усопшихъ издревле существовало и существуетъ въ Церкви не какъ торжественно возвѣщенный, существенный членъ вѣры и строгая заповѣдь, но какъ благочестивое преданіе и обычай, всегда поддерживаемый свободнымъ послушаніемъ вѣры и частными духовными опытами. Приведемъ на сіе нѣкоторыя свидѣтельства. Благодать даянія, пишетъ сынъ Сираховъ, предъ всякимъ живымъ да будетъ, и надъ мертвецемъ не возбрани благодати. Что значитъ здѣсь благодать даянія? Если это даръ алтарю, то слова: надъ мертвецемъ не возбрани благодати, очевидно значатъ: принеси жертву по усопшемъ, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочетъ признать болѣе вѣроятнымъ, что благодать даянія значитъ благотвореніе бѣдному, то слова: надъ мертвецемъ не возбрани благодати, будутъ значить: подай милостыню въ память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имѣлъ сынъ Сираховъ: онѣ обѣ предлагаютъ одно имъ общее основаніе, — то, что живущій можетъ и долженъ дѣлать добрыя и душеполезныя дѣла ради усопшаго. Въ исторіи Маккавеевъ находимъ именно жертву и молитву за усопшихъ. Іуда принесъ ее за воиновъ, умершихъ во грѣхѣ взятія военной добычи отъ даровъ идольскихъ, которыми благочестивый не долженъ былъ осквернять рукъ своихъ (см. 2 Мак. 12, 3946). б) Съ тѣхъ поръ, какъ образовалось общественное богослуженіе христіанское, моленіе за усопшихъ вошло въ него какъ часть, постоянно къ составу его принадлежащая. Свидѣтельствуютъ о семъ всѣ древнія чиноположенія Божественной литургіи, начиная отъ Литургіи св. Іакова, брата Господня. Посему нѣтъ никакого сомнѣнія, что моленіе за усопшихъ есть преданіе апостольское. в) Св. отцы также свидѣтельствуютъ о пользѣ молитвъ за умершихъ. «Аще и грѣшенъ отъиде, — говоритъ св. Златоустъ, — елико возможно есть, помогати достоитъ: обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями и приношеніями. Не просто бо сія умышлена быша, ниже всуе творимъ, память о отшедшихъ въ Божественных Тайнахъ, и о нихъ приступаемъ, молящеся Агнцу лежащему, вземшему грѣхъ міра, но да отсюду будетъ имъ нѣкая утѣха. Ниже всуе предстояй жертвеннику, Страшнымъ Тайнамъ совершаемымъ, вопіетъ: о всѣхъ во Христѣ усопшихъ и памяти о нихъ совершающихъ» (на Первое посл. къ корин. бесѣда 41). «Не должно отрицать, — говоритъ блаженный Августинъ, — что души усопшихъ отъ благочестія ближнихъ живущихъ получаютъ отраду, когда за оныхъ приносится Жертва Ходатая или творима бываетъ милостыня въ Церкви: но сіе полезно только тѣмъ, которые въ жизни заслужили то, чтобы имъ сіе послѣ было полезно» (О вѣр., над. и люб. гл. 110). г) Св. Григорій Двоесловъ представляеть примѣчательный опытъ дѣйствія молитвы и жертвоприношеній за усопшаго, случившійся въ его монастырѣ. Одинъ братъ за нарушеніе обѣта нестяжанія, въ страхъ другимъ, лишенъ былъ по смерти церковнаго погребенія и молитвы въ продолженіе тридцати дней; потомъ изъ состраданія къ его душѣ тридцать дней приносима была безкровная Жертва съ молитвою за него. Въ послѣдній изъ сихъ дней усопшій явился въ видѣніи оставшемуся въ живыхъ родному брату своему, и сказалъ: «Доселѣ худо было мнѣ, а теперь уже я благополученъ: ибо сего дня получилъ пріобщеніе» (Бесѣд. кн. IѴ, гл. 55). III. Для внимательныхъ довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердилъ себѣ слѣдующія, не незнакомыя, но нерѣдко забываемыя правила. Первое: молись за усопшихъ съ вѣрою и надеждою милосердія Божія. Второе: не живи самъ небрежно, а старайся чистою вѣрою и неотлагательнымъ исправленіемъ отъ грѣховъ упрочить себѣ надежду, что и за тебя, по твоей кончинѣ, молитвы принесутъ душѣ твоей отраду, и помогутъ ей въ достиженіи вѣчнаго покоя и блаженства въ Богѣ, присно блаженномъ и препрославленномъ вовѣки. Аминъ.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author