petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Преподобный Антоній Великій. Сила слова Божія, труда и молитвы въ дѣлѣ спасенія человѣка

Авторъ: Протоiерей Григорій Дьяченко                  

I. Преподобный Антоній, память коего совершается нынѣ, родился въ Египтѣ въ половинѣ 3 вѣка отъ христіанъ богатыхъ и благородныхъ и былъ воспитанъ ими въ страхѣ Божіемъ и благочестіи христіанскомъ. Посѣщая часто храмъ Божій и слушая со вниманіемъ слово Божіе, онъ однажды услышалъ слова изъ Евангелія: если хощешь быть совершеннымъ, пойди, продай имѣніе и раздай нищимъ, и будешь имѣть сокровище на небесахъ, и приходи, и слѣдуй за Мною (Мѳ. 19, 21). Эти слова глубоко залегли въ сердцѣ его, и онъ рѣшился разстаться съ міромъ и его сокровищами навсегда, — богатое наслѣдство, полученное отъ родителей, онъ продалъ и деньги роздалъ нищимъ. Была на его попеченіи сестра, — онъ ее устроилъ, а самъ рѣшился служить Богу въ совершенномъ уединеніи, и поселился за рѣкою Ниломъ въ пещерѣ. Здѣсь онъ проводилъ время въ трудѣ и молитвѣ и въ самомъ строгомъ воздержаніи. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ по захожденіи солнца и то не ежедневно. Иногда сряду по нѣскольку сутокъ не спалъ, ночью молился, а днемъ плелъ корзины, которыми пріобрѣталъ себѣ хлѣбъ. Тяжела была его пустынная жизнь! И холодъ, и голодъ, и зной — все было имъ испытано. А главное: много приходилось ему терпѣть отъ врага рода человѣческаго — діавола. Діаволу хотѣлось изгнать его изъ пустыни. И вотъ вокругъ своего уединенія подвижникъ нерѣдко слышалъ шумъ, — являлись подобія львовъ, волковъ, змѣй, скорпіоновъ, — всѣ эти подобія угрожали напасть на него и рвались въ его пещеру. Подвижникъ ужасался и трепеталъ. Чувство страха мѣнялось сожалѣніемъ о розданныхъ деньгахъ, объ оставленныхъ имъ наслажденіяхъ жизни. Онъ нерѣдко унывалъ, тосковалъ, плакалъ, — положеніе его было самое невыносимое. Среди такой борьбы и смущенія душевнаго онъ однажды воскликнулъ: «Господи! Что мнѣ дѣлать? Хочу спастись, но помыслы мѣшаютъ мнѣ!» Послѣ этихъ словъ онъ тотчасъ увидѣлъ предъ собою человѣка, который работалъ, а послѣ работы началъ молиться, послѣ молитвы снова началъ работать. Это былъ Ангелъ, посланный отъ Бога для вразумленія св. Антонія. Понялъ св. Антоній, что ему нужно дѣлать. Онъ усилилъ трудъ и молитву, и чрезъ 20 лѣтъ пребыванія въ береговой пещерѣ достигъ наконецъ свѣтлаго и спокойнаго состоянія духа.

Сначала Антоній подвизался одинъ, но слава о его святой жизни стала распространяться. Къ нему стало стекаться много народу, — одни за тѣмъ, чтобы послушать его душеспасительныхъ наставленій, а другіе — чтобы поселиться близъ него. Вскорѣ около него образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Антоній сдѣлался руководителемъ иноковъ. 85 лѣтъ прожилъ св. Антоній въ пустынѣ, и въ этотъ продолжительный періодъ времени только два раза оставлялъ ее, — въ первый разъ былъ въ Александріи, чтобы утѣшить гонимыхъ за вѣру христіанъ и укрѣпить въ вѣрѣ малодушныхъ, — во второй разъ по случаю появленія ереси Арія, который отвергалъ Божество Iсуса Христа и Его равенство съ Богомъ Отцомъ. Св. Антоній по обличеніи однихъ и вразумленіи и утвержденіи въ вѣрѣ другихъ возвратился въ свою пустыню. Почувствовавъ приближеніе смерти, Антоній призвалъ къ себѣ двухъ преданныхъ ему иноковъ и сказалъ: «Меня Господь призываетъ къ Себѣ на вѣчный покой. Не забывайте моихъ наставленій и возлагайте всю надежду на Господа». Онъ скончался на 105 г. своей жизни. (Чет.-Мин.). II. Жизнь прп. Антонія научаетъ насъ слѣдующимъ истинамъ: а) Слово Божіе имѣетъ благотворное вліяніе на человѣка. Велики и продолжительны были пустынническіе подвиги прп. Антонія! Но что увлекло его въ пустыню на такіе подвиги? Услышанныя имъ однажды въ церкви евангельскія слова: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое... Такое дѣйствіе имѣетъ на душу человѣка слово Божіе! Подлинно, слово Божіе острѣе всякаго меча, какъ говоритъ апостолъ. Оно — сѣмя, которое, попавши на добрую почву, можетъ принести сторичный плодъ и возрасти въ великое древо. Оно — та благодатная сила, которая можетъ охватить душу огнемъ Божественной любви и попалить въ ней всякое мірское пристрастіе. Съ какою жадностію, съ какимъ вниманіемъ нужно читать его! б) Изъ жизни прп. Антонія Великаго мы научаемся смотрѣть на трудъ, какъ на средство, содѣйствующее нашему спасенію. Итакъ, вмѣсто того, чтобы предаваться тѣмъ или другимъ помысламъ, возьмись со всѣмъ усердіемъ за то дѣло, на которое ты поставленъ, трудись, съ утра до самаго вечера, по слову псалмопѣвца: изыдетъ человѣкъ на дѣло свое и на дѣланіе свое до вечера, — хозяинъ ли ты, слуга ли, начальникъ или подчиненный, мать или отецъ, дочь или сынъ, учитель или ученикъ, ремесленникъ или ученый, кто бы ты ни былъ, исполняй свой долгъ по совѣсти, съ любовію, съ ревностію, какъ предъ Богомъ, какъ лучшее свое дѣло, — будешь такъ поступать и помыслы бѣгутъ отъ тебя, ибо они не найдутъ въ тебѣ сочувствія себѣ, точь въ точь какъ незванные и нежданные гости оставляютъ хозяина, отъ котораго не видятъ ласки и вниманія къ себѣ. в) Но, трудясь, не забывай и молитвы. Молись со всеусердіемъ утромъ, подастъ тебѣ Господь безъ грѣха провести день сей, — молись мысленно сердцемъ, а если можешь, то и устами, и за работой среди дня, — чрезъ молитву ты будешь поддерживать общеніе и союзъ свой съ Господомъ, будешь приближать къ себѣ Господа и самъ приближаться къ Нему, будешь испрашивать себѣ успѣхъ въ трудахъ своихъ, силу избѣжать грѣха среди нихъ, будешь отрезвлять свой умъ и сердце, чтобы не омрачились они суетою мірскою, заботами житейскими. Молись со всѣмъ усердіемъ и вечеромъ. Чрезъ молитву смущенная помыслами душа твоя исполнится радости, веселія, крѣпости, мужества. Какъ въ природѣ послѣ бури все проясняется, очищается, самый воздухъ дѣлается чище, такъ и въ душѣ твоей послѣ бури смущающихъ помысловъ чрезъ молитву водворится миръ, радость, тишина, — врагъ удалится, а Господь приблизится, ибо Господь близь всѣхъ призывающихъ Его. III. Да будетъ же Онъ близокъ и ко всѣмъ намъ по молитвамъ отца нашего Антонія. (Извлеч. въ сокращ. изъ кн. «Уроки изъ жизни святыхъ», П. Шумова, вып. первый, стр. 1016).

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author