petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Изгнание бесов в стране Гергесинской

Автор: протоиерей Олег Стеняев

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8: 28). Блаженный Феофилакт пишет: «Между тем как находившиеся в корабле ученики недоумевали, кто это, что и ветры и море повинуются Ему, ― являются проповедниками демоны». Что означают эти слова ― «являются проповедниками демоны»?  Они означают, что всем своим поведением перед властью Сына Божия демоны показывали, что Он не просто человек, а именно Сын Божий, так что Ему подчиняются и болезни, и буря морская, и ярость бесов. Все подчиняется и покоряется Ему! Власть Бога безгранична и не имеет никакого предела. Если сравнить ее с властью человека, то власть человека оказывается зыбка и неустойчива. Человек может потерять власть в мгновение ока. В то время как власть Бога не зависит ни от каких внешних, материальных причин и обстоятельств. О крахе правления и власти Ирода сказано в Писании: В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян. 12: 21‒23). Человек может потерять все, что имеет, именно неожиданно: или из-за болезни, неожиданно обрушавшейся на него, или из-за того или иного переворота, революции или даже убийства. Никто из нас утром, выходя из дома, не может быть уверен, что вечером обязательно вернется домой. Все в нашей жизни переменчиво, и не всегда в лучшую сторону. И только Бог, Который неизменяем, всегда пребывает в одном и том же благостном состоянии, и ничто не может угрожать Его суверенному владычеству и правлению. И если мы хотим видеть свою жизнь спокойной и счастливой, то мы должны покориться, подчиниться этой незыблемой власти Создателя, только тогда наша жизнь может обрести стабильность и устойчивость.

С другой стороны, никакая форма человеческой власти, человеческого правления не может обеспечить для населения абсолютную безопасность. Страшные теракты в Америке, в России, в Испании и Израиле показывают, что никто, находящийся под управлением человеков, таких же, как и он сам, не может чувствовать себя в полной безопасности. И более того, в Писании сказано: Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8: 9). И только власть Бога всегда преследует и обеспечивает для человека, подчинившегося этой власти, счастье, благополучие и безопасность. Страна Гергесинская и страна Гадаринская (см.: Мк. 5: 1) в основном были населены язычниками. Свиное стадо и кладбище находились близ города Гадара. Из Десятиградия именно этот город ближе всего находился к Галилейскому морю, примерно в 6-и милях к юго-востоку от моря. Итак, Господа по Его прибытии в страну Гергесинскую, что на берегу Галилейского моря, в окрестностях Гадары встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые. Возникает вопрос, почему бесноватые жили именно в гробах. Гробы считались ритуально нечистыми местами, тогда кладбищенские земли не могли считаться освященными, так как род человеческий не был еще искуплен Кровью Исуса Христа. Святые отцы также поясняют, что это было сделано с целью вызвать суеверный страх перед умершими людьми. Ибо некоторые говорили об этих бесноватых, что в них вселились души умерших. Но в действительности в них обитали только бесы. Страх перед привидениями сковывает сознание многих людей. По поводу подобных страхований Златоуст писал: «Итак, это ― бредни пьяных старух и детские пугалы. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что праведных души в руце Божией (Прем. 3: 1). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: сегодня душу твою истяжут от тебе (Лк. 12: 20). Да и быть не может, чтобы душа, исшедшая из тела, блуждала здесь». По мнению святого Иоанна Дамаскина, есть только две разумные тварные природы: природа Ангела и человека. Все остальное ― всякие домовые, привидения, лешие, инопланетяне и т. п., ― следовательно, вымыслы невежественных людей. Дамаскин, отрицая существования привидений, понимал под ними только бесов. Причем он делал оговорку, что они, бесы, не могут войти в наше жилище, затворенными дверями. Он писал: «Я скажу им (то есть суеверным людям ― О. С.), что Один Господь и Бог наш Исус Христос сотворил это, когда вошел после Своего воскресения из мертвых к святым Своим апостолам при запертых дверях». По поводу веры в соитие женщин с духами, веры в приведения, домовых и драконов он же писал: «Несомненно, что весь этот вздор измышляют некие еретики, враждующие против Святой Кафолической Церкви, чтобы отвратить простецов от правого разумения». Но что мы можем сказать о самой бесноватости? Что нам о ней известно? Бесноватость есть такое состояние, когда человек одержим злыми духами. Злые духи (бесы), эти нематериальные существа, вторгаются в повседневную жизнь человека с целью разрушить ее. В Православной Энциклопедии сказано о бесах: «Бесы (демоны, черти) представляют собой нематериальные сущности, движимые мотивацией безусловного зла. Их происхождение относится к метаисторическому событию, когда определенное число ангелов (треть, по некоторым святоотеческим толкованиям) во главе с первотварным ангелом Люцифером отпало от полноты благости Творца. Попущением Промысла с этого времени зло входит в мир в качестве активного начала, личностно представленного деструктивными, паразитирующими на подлинном творчестве и склонными к обману персоналиями. Их целью является соблазн, искривление духовного пути человеческой личности». Баркли пишет о том, какие представления о бесах, были у иудеев того времени: «В представлении древних, воздух был так густо населен бесами и демонами, что нельзя было даже повернуть в воздухе кончику иголки, не потревожив одного из них. Некоторые считали, что число этих бесов достигает 7,5 миллионов, по 10 тысяч на правой и на левой руке каждого человека, и каждый из них будто бы только и ждет, как бы причинить человеку вред. Полагали, что они живут в нечистых местах, таких, как могилы, и других местах, где нет воды для очищения. Они обитали в пустынях, где можно было слышать их вой. Считалось, что они особенно опасны для одинокого путника, роженицы, молодоженов, для вышедших в темноте из дома детей, а также для ночных путников. Кроме того, считалось, что они особенно опасны в полуденный зной и в промежуток между заходом и восходом солнца. Бесы мужеского пола назывались шедим, женским ― лилин. В представлении иудеев у бесов женского пола были длинные волосы, и они были особенно опасны для детей; вот почему у детей были свои Ангелы хранители». Бесноватый человек не является личностью, которая всецело подпала под влияние сил зла. Злые духи могут воздействовать на наше разумение, мысли и чувства, но всецело соединиться с нашей душой они не в состоянии. Она для них остается недоступной. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал о бесноватых: «Некоторые так бывают ими (бесами) овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают или говорят, а другие сознают и после вспоминают. То и другое бывает от привтечения нечистого духа, не так, однако же, чтобы он проникал самую субстанцию души и, как бы слившись с нею и ею некако облекшись, произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они (бесы) не могут… Дух нечистый закрывает разумительные силы души…» Святитель Иоанн Златоуст считал, что бесноватость нисколько не может препятствовать нормальной подвижнической и христианской жизни. Он писал знакомому Стагирию который был одержим бесами: «Не правду ли говорил я, что твое уныние есть только следствие предубеждения, а по внимательном рассмотрении может доставить нам много побуждений даже к благодушию? Скажи мне, какая польза не быть бесноватым, если при этом жизнь будет оставлена в пренебрежении? И какой вред от беснования, если при этом образ жизни будет строг и благоустроен? Но ты, может быть, стыдишься и краснеешь, когда демон низвергает тебя в чьем-либо присутствии? Это происходит по той причине, что ты судишь о деле по мнению толпы, а не по благоразумию… Если бы твои припадки происходили от пьянства, тебе следовало бы стыдиться и унывать; тогда вина была бы произвольная, но если они происходят от насилия другого, то стыдиться должно не тому, кто терпит, но тому, кто делает обиду и насилие. Так и на площади, если во время ссоры один толкнет другого и повергнет на землю, мы все обвиняем толкнувшего, а не упавшего… Итак, если похвально переносить обиду, причиняемую людьми, то зачем будет стыдиться, как бы какого предосудительного дела, тот, кто благодушно переносит бешенство злейшего демона, совершающего то же самое?» По мнению святителя Иоанна Златоуста грех, рожденный свободным произволением грешника, намного опаснее неконтролируемого беснования. Златоуст пишет: «Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною, тогда он ничем не различается от беснующегося. Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния и лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззакониями, которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников, исполненные великого зловония и гнилости. А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился и немедленно вышел из тела. А этот (грешник) не повинуется и повелению Христову, хотя он каждодневно слышит Его слова». И все же бесноватость ― это проблема, проблема, которую сам бесноватый для себя решить не может. Здесь нужна помощь Божия! И с древности в Церкви Христовой существует институт экзорцизма ― заклинания злых духов. По милости Божией экзорцисты есть и в наше время, и они помогают людям избавиться от бесовской одержимости. Но с другой стороны, как мы убедились из высказываний святителя Иоанна Златоуста, одержимость греховная ― хуже любых форм одержимости-беснования. Ибо грех есть сознательное служение злу (дьяволу), а бесноватость ― насильственное воздействие злых сил на душу человека. Сказано: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3: 8). И мы читаем далее о бесноватых: И вот, они закричали: что Тебе до нас, Исус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8: 29). Это ― первое исповедание Исуса Сыном Божиим, которое мы встречаем на страницах Евангелия от Матфея. Но такое исповедание бесов нисколько не способствует их изменению. Ибо покаяние для дьявола и его бесов закрыто. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Это исповедание [Исуса Сыном Божиим] не есть исповедание добровольное со стороны демонов, за которым следует награда исповедующему, но есть вынужденное необходимостью признание, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время снова видят господина своего, не просить ни о чем, кроме избавления от ударов. Так и демоны, внезапно увидя Господа, ходящего по земле, думали, что Он пришел для суда над ними. Присутствие Спасителя есть мучение для демонов». Похоже, что даже бесы не ожидали, что Христос (Мессия) приидет дважды, в первое и Второе Пришествие. Поэтому они и удивились, сказав: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Современные иудеи точно так же продолжают веровать только в одно пришествие Мессии, при кончине века. Хотя сами их древние книги, Мидраш и Аггада, рассказывают об обратном. Явление Христово испугало и одновременно озадачило бесов. Мы не всегда понимаем, до какой степени дьявол и его ангелы (бесы) боятся Бога. Они чувствуют полную зависимость от Создателя и, хотя ненавидят праведность и святость, не могут противиться Творцу ни в чем. Их свобода – это свобода испытывать нас, для чего только Господь и попускает им приближаться к нам. Но при этом есть всегда пределы, через которые они перешагнуть не могут. Как, например, это все описано в Книге Иова. Их стремление завладеть нашими душами может быть объяснимо тем, что жизнь без Бога и вне Бога есть пустота (ничто). И похоже, что этот духовный вакуум раздирает злых духов, и они стремятся ради облегчения своего существования заполнить его душами грешников. Злорадство ― их утешение, и возможность видеть все большее и большее число погибших вокруг себя ― источник их сатанинского вожделения. Не так ли поступают и обычные грешники? Они стремятся заразить, запачкать и растлить своим грехом все и вся. Так им легче переносить свое собственное греховное состояние. Мир стремится втащить в сферу своей греховности и самых юных, и даже детей. Грех молодеет и молодеет. Наркоманы бесплатно предлагают попробовать наркотики первый раз. Они готовы делать это до тех пор, пока человек не окажется всецело в зависимости от этой «белой смерти». Поистине сатанинская «благотворительность»! Конвульсии беснующегося современного нам мира ― страшнее любых телодвижений бесноватых людей, страдающих падучей, тряской, бесчинными криками и так далее. Но Господь Исус Христос подходит к этим бесноватым, Сын Божий не может переносить того насилия, которое бесы учинили над этими двумя людьми. Не может Господь спокойно взирать и на наше беснование во грехе, Он силен помочь и нам, Он хочет помочь нам, каждому из нас, независимо от степени нашего погружения в стихию греха. Грех образовал пролом между нами и Богом. Нужно, чтобы пролом между нами и Богом был заполнен, а между нами и дьяволом возникла непроходимая стена. В Книге Иезекииля Бог Отец восклицает: Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (Иез. 22: 30). Бог не нашел никого из человеков, кто мог бы оказаться посредником между людьми и Создателем. И тогда Он даровал этому миру Своего Сына Единородного, а Господа нашего, Исуса Христа. Голгофские страдания Сына Божия заполнили пролом между Богом и человеками, образовавшийся в результате грехопадения. Крест Христов и оказался тою непроходимою «стеною» между нами и дьяволом. «Крест ― оружие на дьявола», данное нам. Гергесинские бесы поняли, Кто стоит перед ними! Они поняли и то, что их трофеи (души этих двух несчастных бесноватых) уже более не принадлежат им. И бесы вступают в трусливые переговоры с Сыном Божиим. Далее мы читаем: Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф. 8: 30‒31). Святитель Феофан Затворник учил, что бесы избрали для себя убежищем свиней, потому что свиньи, по Писанию, считаются нечистыми животными. Блаженный Феофилакт поясняет: «Лукавые демоны домогаются погублением свиней огорчить хозяев их, чтоб они не приняли Христа. А Христос снисходит к демонам для того, чтобы показать, какую злобу питают они к людям, ― так что, если бы имели власть и не были возбраняемы, хуже бы поступили с нами, чем с свиньями». Действительно, как мы определились выше, зло находится под полным контролем Создателя. Если бы энергии зла получили бы свободу, они немедленно погубили бы всю вселенную. Но, как говорят в народе: «Бодливой корове Бог рогов не дал». Златоуст поясняет, для чего Господь исполнил просьбу бесов ― «для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям». С другой стороны, Господь хотел этим событием заставить задуматься и жителей грешного города, которые вопреки Моисееву Закону выращивали свиней. Блаженный Иероним пишет: «Спаситель сказал демонам: Идите не потому, что уступил их прошению, но для того, чтобы умерщвлением свиней дать возможность (occasionem) спастись людям, ибо пастухи тотчас возвестили [о чуде] городу». Далее и сказано: И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8: 32). Златоуст поясняет: «Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божие, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог… То же самое всякий ясно может видеть и из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением». Итак, Господь заботится и промышляет о всем Своем творении. Никто и ничто не безразлично Ему! Наш Бог есть человеколюбив и милосерд. Милосерд не только по отношению к миру людей, но и к миру животных и даже к растительному миру. Сказано: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их… Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 8: 26, 28‒29). Тем более Господь заботится о нас с вами. Далее сказано: Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8: 33‒34). Блаженный Иероним Стридонский так поясняет поведение жителей города: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, – как полагают некоторые, – а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Но многие святые отцы, утверждают, что это произошло по причине ожесточения сердец жителей того города. Так, например, блаженный Феофилакт пишет об их поведении: «Просят Его о сем, жалея свиней и опасаясь потерпеть еще что-либо большее. Познай из сего, что где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны». Златоуст пишет о жителях Гадары: «Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными». Похоже, что жители Гадары видели во Христе источник своих несчастий. Ведь они потеряли в водах Галилейского моря столько свиней! Парадокс оказался более чем печальным: эти люди возлюбили свое свиное стадо настолько, что не распознали пришествие Мессии (Христа). Их сребролюбие закрыло для них их духовное зрение. Они продолжали видеть во Христе только источник своих бед. Зададимся вопросом: А может ли Бог быть источником зла? В Писании сказано: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис. 45: 7). Но могут ли эти слова означать, что Бог не является абсолютным Благом ― Милостивым и Милосердным. Конечно, НЕТ! Бог является источником только блага, даже тогда, когда мы не можем рассмотреть его (подлинное благо) среди страданий, катастроф и боли этого мира. Прочитанные выше слова из пророка Исаии могут означать только то, что Бог контролирует не только добро, но и зло, существующие в этом и других мирах. Некоторые люди склонны к тому, чтобы во всех бедствиях обвинять только Бога. Они любят говорить одну и ту же фразу: «Куда только смотрит Бог?» Очень часто и мы, служители Церкви, видя зло, говорим: «На все воля Божия». Но можем ли мы обвинять Бога во всех несчастиях, преступлениях и злодеяниях, царящих в этом мире. В Послании Иакова сказано: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1: 13‒14). Господь попускает быть несчастиям в этом мире, но Он Сам никогда не является источником зла. Любое Его попущение предполагает в дальнейшем именно благо и счастье для Его творения. В Книге Иова сказано: Итак, послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда (Иов. 34: 10‒12). Бог воздает нам именно по справедливости, но при этом Он совершенно чужд мщению. Его наказания врачуют наши души, делают их более внимательными к происходящему и к различению добра и зла. Сказано: ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3: 12). А, как известно, любящий отец наказывает детей своих. И если сделанное нами зло не привлекает Божьего наказания в этой жизни, то горе нам, это значит, что за содеянное нам придется отвечать в жизни грядущей. Поэтому и сказано: Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя (Ис. 33: 1). Слова когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя ― относятся к будущей жизни. Там грабитель будет опустошен (обделен) Божественными благами и разграблен бесами. Но если наказание за наш грех уже последовало, то действует библейский принцип: не отомстиши дважды за едино. Сказано: Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится (Наум. 1: 9). Посему нельзя завидовать грешникам, которые благоденствуют, ибо это первейший знак равнодушия Небес. И не надо ужасаться страданиям праведных, ибо это знак пристального внимания Небес. Бог правосуден. Сказано: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36: 28‒29). Все наши заботы, сомнения и переживания мы должны возложить на Господа. И тогда там, где теперь мы видим несчастье для себя, рассмотрим Божественное попечение о нас, а там, где видим гнев, рассмотрим ревность любящего Отца. Сказано о Господе Боге: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:7). Но все же, как смириться с теми ужасными катастрофами, которые время от времени обрушиваются на нашу планету; как можно спокойно смотреть на произвол и беспредел преступников, уголовников и коррупционеров? Божий пророк Аввакум задавался этим же вопросом, однажды он воскликнул: Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный (Ав. 1: 3‒4). Конечно, мы не всегда понимаем, почему Господь попускает бедствия, насилие и страдания. Сказано у пророка Исаий: Мои мысли ― не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55: 8‒9). Поистине! Только Господь знает причину того или иного события, несчастия, бедствия или страдания, которым Он попускает быть в нашей жизни. Ведь Господь всегда наперед знает, куда нас может привести то или иное событие, имеющее место быть в нашей с вами жизни. Наше будущее, равно как и наше настоящее и прошлое, абсолютно прозрачны в глазах Бога. Он знает, почему Он ведет нас именно тем путем, которым Он нас ведет. Ему видна цель, а нам нет – ведь от нас закрыто даже наше ближайшее будущее. Если мы доверились Богу на своем жизненном пути, то стоит ли нам волноваться? Сказано, как мы уже читали выше: Итак, послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие (Иов. 34: 10). Мир обвиняет Бога в своих несчастиях и бедах, потому что поверил главному клеветнику ― дьяволу. Дьявол именно клевещет на Бога и хочет, чтобы в Нем (в Господе) мы видели источник всех наших бедствий. Сказано о дьявольской лжи и о самом дьяволе: И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12: 9). Да! Дьявол именно обольщает всю вселенную, когда создает в умах людей и ангелов, последовавших за ним, неправильное и превратное представление о Боге. Лукавый рисует Бога в нашем сознании жестоким и равнодушным к человеческим страданиям существом. Но Бог Библии не есть коварный и жестокий деспот. Напротив! Бог есть Любовь! Преподобный Ефрем Сирин писал о любви Божией: «О сладости любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Божией душу, вкусившую ее сладости». Также он писал: «Вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия ― нежные узы; но рассечь их не может и меч обоюдоострый». О спасенном на Голгофе благоразумном разбойнике святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «За одно слово, за одну веру вошел он (разбойник) в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность (которой не было ― О. С), сколько все совершило человеколюбие Божие». Говоря о высшем проявлении Любви Божией к человекам, Златоуст изрек: «И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли очистить свои согрешения». Итак, отвергнем клеветы дьявола, обольщающего всю вселенною, и познаем, что Бог любит нас, каждого из нас, и готов принять нас к Себе такими, какие мы есть. Чтобы из состояния чад гнева соделать нас чадами Своими, чадами Божиими. Господь не оставил Своим попечением и восставшую против Него Гадару, проповедниками для этого града стали двое бывших бесноватых, очищенные от злых духов, и пастухи, освобожденные от обязанности пасти нечистых свиней. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 9: 1). Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «Под городом Его мы понимаем не иначе как Назарет, почему Он и назван Назарянином…» Напомню, Исус Христос назывался «назореем» не потому, что соблюдал обряды назорейства (своеобразного ветхозаветного монашества), а потому, что большую часть Своей земной жизни провел в Назарете. Некоторые не соглашаются с мнением Иеронима и говорят, что это был Капернаум. После того, как в Назарете Его (Сына Божия) попытались убить (см.:  Лк. 4: 29‒31), именно в Капернауме Он сотворил самые великие Свои чудеса. С этим последним мнением, которое противоречит сказанному Блаженным Иеронимом, соглашается Евфимий Зигабен, он пишет: «Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме». С этим мнением Зигабена соглашаются и блаженный Феофилакт, и святитель Иоанн Златоуст. Но так или иначе каждый город и каждая весь небезразличны для Господа. Ведь в каждом городе и каждом селе могут найтись люди, преданные Богу своему, и Господь стремится их найти, почитая их Своими. Посылая апостолов на проповедь, Сын Божий наставлял их: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его (то есть достойного и его семью ― О. С.), говоря: мир дому сему (Мф. 10: 11).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author