petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Книга «Евангелие дня»

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Так говорит нам Господь через Евангелие, которое является книгой Его жизни. По словам протоиерея Александра Шаргунова, Евангелие «существует для того, чтобы стать книгой и нашей жизни. И от того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто?» Да не просто, но это не значит, что не стоит и приступать. Поэтому отец Александр и предлагает нам для изучения Слова Божия толкования Евангелия «на каждый день всего богослужебного года. Они  предназначены для самого широкого круга читателей: для тех, кто только недавно переступил порог храма, кто уже давно в Церкви и кто еще только на пути к ней. А также для священников, в помощь при подготовке к проповеди». Все толкования протоиерея Александра Шаргунова собраны в двухтомнике, который так и называется «Евангелие дня». Книга «Евангелие дня» вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и «представляет собой толкования известного московского проповедника, протоиерея Александра Шаргунова, на Евангельские чтения. Первый том включает толкования рядовых Евангельских чтений от Пасхи до 23-й седмицы по Пятидесятнице, второй том ― с 23-й недели до Великой Субботы. Также во второй том вошли толкования воскресных Евангелий, читаемых на утрени, на двунадесятые праздники и в дни празднования святых». Как опытный проповедник, отец Александр отмечает, что к проповеди надо готовиться, и не только начинающему священнику. Это необходимо особенно в наше время, когда Церковь видится обновленной, омоложенной, вновь просвещающей народ, ниспавший в язычество. Видится Церковь новых апостолов, готовая забрасывать сети в открытом море, а не только ловить удочкой у берегов. Сегодня, как говорит батюшка, нужно не сотрясание воздуха среди митинговых страстей, а слово глубокого покаяния. Такое, как проповедь апостола Петра, обращающая к вере сразу по нескольку тысяч человек. Или как пророческое слово святого праведного Иоанна Кронштадтского, которое вызывало покаянный плач в переполненных храмах и уготовляло многие души к принятию в грядущих испытаниях мученических венцов». По мнению отца Александра, «катехезация детей и взрослых, уроки в воскресной школе, выступление по телевидению, статья в газете, отдельная книга ― это тоже проповедь, но в центре всего ― та проповедь, которая, по определению церковного устава, является частью богослужения». Соответственно, книга, которая представлена в нашей программе, тоже является проповедью, раскрывающей некоторые моменты Святого Евангелия. Структура книги такова, что сначала автор приводит Евангельское чтение на определенный день, а потом следует проповедь  священника. Книга «Евангелие дня»  напоминает нам о том, что через Священное Писание мы общаемся с Самим Господом, и оттого как мы его слушаем, зависит вся наша жизнь. По словам отца Александра, «Писание само по себе еще не есть спасение, но это Книга, открывающая наше спасение. Без этой Книги мы никогда не можем его узнать, и этой Книгой, чем больше мы ее узнаем, тем больше мы узнаем нашего Господа и Спасителя». Книга эта не написана до конца, она продолжает писаться в жизни святых. Это слово должно быть переписано в наших сердцах Тем же Самым Духом, без Которого оно остается бездейственным и мертвым для нас.

Возьмем для примера ближайший воскресный день, который в церковных календарях отмечен как Неделя 7-я по Пятидесятнице. В этот день читается Евангелие от Матфея, зачало 33, в котором говорится об исцелении двух слепых и немого. В этом Евангельском чтении, по словам отца Александра, нам показано, в каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и нашей молитве. Как отмечает автора, «двое слепых следуют за Христом и кричат: Помилуй нас, Исусе, Сыне Давыдов. Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело ― те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера. Они просят только о милости. И мы будем, ― говорит батюшка, ― учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь». Далее автор обращает наше внимание на то, что двое слепых не говорят, каждый в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех». Другой важный момент этой евангельской истории. «Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать. И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Не только об исцелении слепых говорится в этом Евангельском чтении.  Здесь же описано исцеление немого человека. По словам отца Александра, «сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать. Как отмечает проповедник, вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком, немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех». Таким образом, по словам священника, «Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу».

Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author