petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Евангелие благовестное с толкованием от Матфея, зачало 50 (Мф. 13, 3‒9)



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Мф. 13, 3‒9) начинается на 2-й минуте записи (01:20). Текст евангельского зачала (50 зач.) и толкования:И глагола им притчами много, глаголя. На горе простому народу говорит без притчей, а здесь, в присутствии коварных фарисеев, говорит в притчах, дабы хоть потому, что не понимают, сделали ему вопрос и получили вразумление. С другой стороны, им, как недостойным, и не следовало ясно предлагать учения, поелику не должно повергать бисер пред свиниями. Первую притчу изрекает такую, которая наиболее способна возбудить внимание в слушателе. Итак, слушай. Се изыде сеяи да сеет.
Сеятелем называет Себя Самого, а семенем Свое слово. Вышел же Он не на одно какое-либо место, потому что был везде; но так как Он приблизился к нам плотию, то и говорится, что Он вышел, то есть от Отеческих недр. Он Сам вышел к нам, потому что мы не могли придти к Нему. И для чего же вышел? Для того ли, чтобы зажечь землю по множеству терния? Или для того, чтоб наказать? Нет, для того, чтобы сеять. Семя называет Он Своим; ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие. Он же, как Бог, сеял собственное семя, поелику не по благодати Божией сделался мудрым, но Сам был премудрость Божия. И сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы, и позобаша я. Другая же падоша на каменных, идеже не имеяше земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяше глубины земли. Солнцу же восиявшу присвянуша: и зане не имеяху корения, иссхоша. Означенные словом при пути, суть люди ленивые и нерадивые, которые совсем не принимают слова, потому что мысль их ― как бы утоптанная и жесткая дорога, нисколько не вспаханная. Поэтому семя слова похищают у них птицы небесным, то есть духи воздушные бесы. Под каменистою землею разумеются те, которые внимают слову, но по немощи своей не борются с искушениями и скорбями, и продавши спасение (за мирские блага), погибают. Под воссиявшим солнцем должно разуметь искушения, ибо зной солнечный изображает искушения: сверх того, искушения, подобно солнцу, освещающему сокровенные места, обнаруживают людей и показывают, каковы они. Другая же падоша в тернии, и взыде терние, и подави их. Это те, которые заглушают слово житейскими заботами. Так, богатый хотя по-видимому делает доброе дело, но его дело, которому препятствуют житейские заботы, не растет и остается безуспешным. Другая же падоша на земли добрей, и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять. Три части семени погибли, уцелела только четвертая, ибо не много спасающихся. О доброй земле говорит после, дабы подать нам надежду покаяния; ибо всякому можно сделаться доброю землею, хотя бы кто был каменистая земля, или лежал как дорога и попирался бесами, или же был бы тернистая земля. Не все принявшие слово приносят плод одинаковый. Один приносит сто, например тот, кто совершенно нестяжателен и ведет строго подвижническую жизнь; другой шестьдесят, это, по моему мнению, общежительный монах, который еще и житейскими делами занимается; третий приносит тридцать, это человек, избравший честный брак и со всевозможным усердием упражняющийся в добродетелях. Смотри: благодать Божия принимает всех, как много, так мало и средственно приносящих плод. Имеяй ушы слышати, да слышит. Это показывает, что имеющие духовные уши должны понимать это духовно. Поелику многие имеют уши не для того, чтобы слушать; то и присовокупляет: имеяй, ушы слышати, да слышит, то есть имеющий духовные уши, чтобы слушать о духовном.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author