petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на послание к филиппийцам, 240 зачало (Апостол Богородице)

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Исусе (ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Исусе). Уподобляйтесь общему для всех Владыке. Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева (Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением) быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (уничижил Себя Самого, приняв образ раба). Бог, и Бог по естеству, имея равенство со Отцом, не почел сего великим (ибо свойственно это достигшим какой-либо чести не по достоинству), но, сокрыв достоинство, избрал крайнее смиренномудрие и облекся в образ человеческий. В подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (но, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек). Говорит сие апостол о Боге Слове, именно, что в Нем, сущем Боге, когда облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: якоже человек. Потому что восприятое естество действительно было человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное. Смирил Себе, послушлив(-ным) быв даже до смерти, смерти же крестныя. Ибо не как раб исполнил Владычнее повеление, но добровольно восприял за нас спасение и послушлив был, как Сын, а не как раб. Темже (посему) и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче (выше) всякаго имене. И для самых малосмысленных явно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что, вочеловечившись, не оно вознесено, как смиренное, а, напротив того, как превознесенное, Само Себя смирило. Посему не Сын Божий приял то, чего прежде не имел; а, напротив того, как человек, приял Он то, что имел как Бог.
Под словом имя разумели некоторые славу; но в Послании к евреям нахожу иной смысл сего апостольского изречения: ибо, сказав: ceде одесную престола величествия, на высоких, толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя, апостол толкует значение слова имя и говорит: Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя? И паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына (Евр. 1, 3–6). Посему и здесь разумеет апостол, что, смирив Себя, не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек. Да(бы) о имени Исусове (пред именем Исуса) всяко колено поклонится (преклонилось) небесных и земных и преисподних. Небесными называет апостол невидимые силы, земными – людей живущих, а преисподними – умерших. И всяк язык исповесть, яко (исповедал, что) Господь Исус Христос в славу Бога Отца. Всяк язык, то есть все народы. А если исповедание Христа Господа прославляет Отца, то явно, что называющие Его тварию и рабом покрывают бесславием Родшего. Сими немногими речениями Божественный апостол низложил всякую ересь – и хулящих Божество Единородного, и отрицающих Его человечество, кроме же их, и сливающих Ипостаси. Показав двойственность лиц, обличает Он злочестивых: Савеллия, Фотина, Маркелла и Павла Самосатского; ибо сказал: Иже, во образе Божии сыи, и присовокупляет: не восхищением непщева быти равен Богу. Но ни о ком не говорится, что равен самому себе. Сими же словами апостол показал, что Арий и Евномий богохульствуют; ибо не сказал: во образе Божии сотворенный, но: во образе Божии сыи, и присовокупил: не восхищением непщева быти равен Богу. Ибо восхищающим себе чужое свойственно высоко думать о том, что имеют; Бог же Слово по естеству Бог: Он всегда был во образе Божии, и не восхищением непщева быти равен Богу; потому что имел по естеству сие равенство. Если скажут, что образ Божий не есть Божия сущность, то спросим их, что разумеют под зраком раба. Конечно, не будут, подобно Маркиону, Валентину и Манесу, отрицать восприятия плоти. Посему если зрак раба есть сущность раба, то и образ Божий есть Божия сущность. Также спросим и тех, которые воспринятое человечество признают призраком: образ Божий не есть ли сущность Божия? Конечно, они подтвердят сие; потому что не отрицают, что Владыка Христос есть Бог. Посему сделаем умозаключение: если образ Божий есть сущность Божия, то и зрак раба есть сущность раба. Так окажется, что держащиеся противоположных мнений тем самым, на что соглашаются, подтверждают и то, на что не хотят согласиться. Сверх сего, обратим внимание и на то, что Божественный апостол, уча смиренномудрию, представил в пример Христа; ибо говорит: смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще. А если Сын не равен Отцу, но менее Отца, то не по смиренномудрию Он был послушлив, а соблюл только порядок. Но о сем и в других местах мы говорили пространно.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author