petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных

Автор: архиепископ Серафим (Соболев)

Сié бо да мýдрствуется въ вáсъ, éже (ибо в вас должны быть те же чувствования, какие) и во Христѣ́ Исýсѣ, И́же во о́бразѣ Бóжiи сы́и (Он, будучи образом Божиим)… Себé умáлилъ (истощил, уничижил), зрáкъ (образ) рабá прiи́мъ (приняв)… смири́лъ Себé, послушли́въ (послушным) бы́въ дáже до смéрти, смéрти же крéстныя. Тѣ́мже (посему) и Бóгъ Егó превознесé и даровá Емý и́мя, éже пáче (выше) вся́каго и́мене (Флп. 2: 5‒9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, то есть такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: Яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1: 48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. О́тче… хощý, да идѣ́же (там, где) éсмь Áзъ, и тíи (они) бýдутъ со мнóю, да ви́дятъ слáву Мою́, ю́же (которую Ты) дáлъ еси́ Мнѣ́… прéжде сложéнiя (основания) мíра (Ин. 17: 24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова.


Поэтому, если мы хотим идти по своему Божественному предназначению, то должно осуществлять слова апостола Павла, сказавшего не высóкая мýдрствующе (не высокомудрствуйте), но смирéнными ведýщеся (последуйте смиренным; Рим. 12: 16), то есть мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преподобного Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Иак. 4: 6, ср.: 1 Пет. 5: 5, Прит. 3: 34). Впрочем, смирение необходимо нам не только для нашей будущей небесной славы. Оно потребно нам и во временной жизни для избавления нас от всех наших несчастий. Отсюда понятно, почему святые отцы Церкви свидетельствуют, что все бедствия посылает нам Господь, чтобы смирять нас и через смирение объединить нас с Собою, так как гордость удаляет нас от Бога и лишает нас не только будущего блаженства, но и временного счастья. Вот к чему мы должны устремлять все свое внимание. И так как Пречистая Божия Матерь есть первая наша Заступница и Избавительница от всех наших бедствий, то ясно, что все наши молитвы к Ней для спасения нас от всех наших напастей и получения всех временных благ должны иметь за собою наше смирение. Она весьма отвращается гордых и весьма любит смиренных, как об этом свидетельствует церковное предание, точнее ― жизнь святых людей. Пусть в данном случае будет для нас спасительным примером великий подвижник Русской Церкви, иеросхимонах Печерского Нижегородского монастыря отец Макарий. Еще в бытность свою простым иноком Желтоводского монастыря в честь преподобного Макария, тоже Нижегородской губернии, он отличался высокой христианской жизнью. В особенности две черты выделяли его ярко среди других иноков. Он имел великое смирение, и никогда слово осуждения ближних не исходило с его уст. Ибо смирение состоит в том, чтобы никого не осуждать и винить самого себя. Кроме того, он особенно усердно молился Пречистой Божией Матери. Но вот его постигло тяжелое испытание, он впал в смертельную болезнь. Минуты его жизни были сочтены, братия пришла проститься с умирающим, а настоятель уже прочитал отходную. После этого отец Макарий неожиданно задремал, и ему представилось дивное зрелище. За его душой явились светозарные юноши. Умирающий плача стал умолять их оставить его в живых, чтобы он мог как следует покаяться перед Богом во грехах своих. Но Ангелы сказали ему: «Следуй за нами». При этих словах душа инока вышла из тела и была представлена Ангелами в место адских мук, среди коих грешники умоляли, подобно евангельскому богачу, оросить их уста каплями воды, чтобы иметь хотя малое облегчение от страшного адского пламени. Душа инока стала переживать такой ужас, который нельзя передать никакими словами. Но вот Ангелы вознесли душу его в небесные обители и представили ее в райские чертоги Самой Царицы Небесной. Он увидел Небесную Царицу и бесчисленное множество Небесных Сил, которые дивно пели церковную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Затем Матерь Божия, обернувшись к душе Макария, сказала: «Иди обратно на пятнадцать лет в свое земное жилище и ради молитв преподобного Макария служи алтарю в его святой обители». В тот же момент умерший инок Макарий воскрес и встал совершенно здоровый к великому удивлению всей братии. Собравшись в монастырской церкви, они прославили Бога за Его великое чудо пением церковной песни: Слава в вышнихъ Богу и на земли миръ, в человецехъ благоволенiе (Лк. 2: 14). Будем и мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, подражать сему великому иноку, приобретая смирение Христово, и вместе с тем со смирением молиться Пречистой Божией Матери. И не только со смирением, но будем умолять Ее с любовью к Ней, памятуя, как Она тяжко страдала за нас, ради нашего спасения, когда стояла у Креста, на котором был распят Ее Божественный Сын. Не будем забывать, что Божия Матерь продолжает и ныне страдать за нас, когда мы тяжко согрешаем. Об этом свидетельствует видение святого Андрея Христа ради юродивого. Он видел, как Она обливалась слезами и молилась за верующих, осеняя их Своим материнским омофором. Будем наконец молиться Пречистой Божией Матери с неотступностью, так как Она немолчно и неотступно умоляет за нас Сына Своего, Господа нашего Исуса Христа. Пусть как можно чаще в наших устах звучат слова молитвы к Ней нашей Православной Церкви: «Не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнiи… Не отступимъ, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всякихъ лютыхъ». Аминь.

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author