petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на Евангелие от Матфея: Прославление Бога Отца и призвание труждающихся и обремененных

Автор: епископ Михаил (Лузин)

Мф. 11: 27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Все мне предано: «Когда слышишь «предано», не предполагай тут ничего человеческого, ибо сие выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога перворожденных» (Златоуст). Управление миром принадлежит Христу, как ходатаю, как посреднику в искуплении рода человеческого (см. Еф. 1: 20–22), и Он все направляет ко благу святой своей церкви, доколе не предаст все преданное Ему Царство опять Богу Отцу (1 Кор. 15: 24). – Никто не знает Сына: природа Сына Божия, тайна единства в Нем Божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. – Кроме Отца: «Здесь не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что в Отце в первом есть ведение Его естества» (Василий Великий). То же должно заметить и о дальнейшем изречении: кроме Сына. – И Отца не знает никто: ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога во свете живущего неприступном. Только Сын, сущий в лоне Отчи, знает Его вполне (см. Ин. 1: 18). Когда говорит: и Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто об Отце не имеет такого знания, какое имеет о Нем Сын. То же можно сказать и о Сыне... ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать» (Златоуст). Кому Сын хочет открыть: Бог вполне открылся человеку в Сыне (см. Ин. 14: 8, 9) и чрез Сына (см. Евр. 1: 1–2). Но чтобы познать Его в Сыне и чрез Сына, нужно также благоволение и благодать Сына, стяжаемая верою в Него и любовью (см. Ин. 14: 21, 23). Сын хочет всякому человеку открыть Отца, только бы человек сам способен и достоин был принять таковое откровение.
Мф. 11: 28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Все труждающиеся и обремененные: разумеются первоначально обремененные игом закона, постановлений и преданий старцев иудеи, на которых как бы тяжестью какой лежали эти постановления, тем более что и точному исполнителю их они не давали отрадного и успокоительного чувства свободы от греха (см. Деян. 15: 10, 13: 39; Рим. 7: 7 и далее). Затем, это воззвание Господа относится ко всем вообще грешникам, бременящимся своими грехами, сознающим опасность своего положения и ищущим освобождение от тяжести греховной (Бл. Феофилакт разумеет под труждающимися иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые обременены были тяжестью грехов). – Я успокою: «Освобожду вас и от этого труда и от этого бремени» (Евфимий 3игабен); сниму с вас иго ветхозаветного закона, обрядов, постановлений и преданий; сниму с вас тяжесть грехов ваших и дарую вам мир душевный (ср. Ин. 14: 27, 16: 23; Рим. 5: 1); вы успокоитесь как усталые путники, пришедшие на ночлег и сложившие тяжелые ноши свои. «Не тот или тот приходи, но приидите все находящиеся в заботах, скорбях и грехах... чтобы Я разрешил грехи ваши. Я, говорит, успокою вас; Он не сказал: спасу только, но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности» (Златоуст). Мф. 11: 29–30. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Иго Мое всякая религия налагает на человека известные обязанности, которые составляют для человека как бы иго; точно так же и религия Христова возлагает на человека иго учения и бремя заповедей. – Но если сравнивать это иго и бремя с игом закона Моисеева, с игом разных религиозных обрядов языческих культов, с бременем, которое налагает на человека грех вообще, то иго и бремя Христово несравненно легче их, не говоря уже о том, что оно – единственное «иго благое и бремя легкое». Ибо существо сего ига и бремени составляет любовь как со стороны самого Бога, так и со стороны человека. Приходя ко Христу, человек получает прощение грехов и обновление; последуя Ему, он как в счастии, так и в несчастии наслаждается миром, превосходящим всяк ум (см. Флп. 4: 7), какого не может дать мир (см. Ин. 14: 27); при испытаниях, бедствиях, преследованиях он имеет надежду на награду; в тягостях вообще получает благодатную помощь; грешит ли, приемлет прощение по вере и любви. Наконец иго сие «благо и бремя легко» «по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание» (Григорий Богослов). «Как же он сказал прежде: узки врата и тесен путь? Когда будешь предаваться беспечности, когда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким... И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен: ибо смирение есть мать всякого любомудрия. Если же ты еще боишься и содрогаешься, слыша об иге и бремени, то этот страх не от свойства самой вещи, но от твоей лености... Видишь ли, как всеми средствами Он возбуждает к смиренномудрию, – то Своими делами: научитесь от Меня, ибо Я кроток; то обещаемою им пользою: «найдете покой душам вашим»; то щедротами Своими: Я успокою вас; то облегчением их ига: иго Мое благо, и бремя Мое легко? Если же и после всего того добродетель представляется тебе тяжкою, то знай, что порок еще тягостнее... Ибо ничто так не обременяет души, ничто так не ослепляет мысли и не преклоняет долу, как сознание греха» (Златоуст).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author