petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование Послания к римлянам: Рим., 105 зач., 11: 13‒24

Автор: святитель Феофан Затворник (изложил кратко: священник Николай Рудинский)
Ослепление иудеев временное – после определенного времени весь Израиль спасется (11: 13–32). а). Обращение язычников во спасение Израиля (11: 13–24). Апостол обращает свою речь к уверовавшим язычникам. Ход его мысли такой. Как Апостол язычников, я высоко ценю обращение ваше ко Христу, но при этом имею в виду через ваше обращение обратить и родичей моих по плоти, потому что с их обращением настанет светлое Божье Царство. Иудеи обратятся ко Христу, потому что корень их цел и свят. Правда некоторые ветви отломились и на их место привиты вы – язычники. Это вы знайте, но не гордитесь, Господь со временем привьет и отпадшее. Итак весь Израиль спасется. 11: 13 Ва́мъ бо глаго́лю (говорю) язы́(чни)комъ. поне́же у́бо е́смь (будучи) а́зъ язы́(чни)комъ апо́столъ, слу́жбу (служение) мою́ прославля́ю. Что же говорит Апостол язычникам? «Хвалю, говорит, обращение ваше, и вас, обратившихся ко Христу, по двум причинам. Во-первых, потому, что имею в том нужду, как посланный служить вам. Во-вторых, дабы через вас спасти мне и других» (Златоуст). 11: 14. А́ще ка́ко (не) раздражу́ (ли, не сделаю ли ревностной) си (свою) пло́ть (сродников, братьев моих по плоти), и (не) спасу́ (ли) нѣ́кiя от­ (некоторых из) ни́хъ? Умножением числа верующих из язычников и возвеличением значения обращения ко Христу, Апостол косвенно имеет в намерении то, чтобы, по крайней мере, этим возбудить иудеев, родственных ему по плоти (а не по духу), к соревнованию, и хотя этим некоторых из них обратить ко спасению. Почему Апостол так заботится об обращении иудеев? 11: 15. А́ще (если и)бо от­ложе́нiе (отвержение, отбрасывание) и́хъ, — при­­мире́нiе мíру, (то) что́ (будет) прi)я́тiе (их), ра́звѣ (как не) жи́знь изъ ме́ртвыхъ. Апостол не потому только заботится об иудеях, что они родственники ему по плоти, но потому, главным образом, что если за отвержение веры во Христа они сами были отвержены, а вместо них Бог примирил Себе языческий мир, то сколько произойдет добра, когда они присоединятся к вере и будут спасены? Тогда настанет время воскресения из мертвых, тогда придет кончина (Мф. 24: 14), а обращение Израиля ко Христу несомненно будет, потому что корень их цел и свят. 11: 16. А́ще ли (если же) нача́токъ свя́тъ, то́ и при­­мѣше́нiе (тесто, целое). и а́ще (если) ко́рень свя́тъ, то́ и вѣ́тви. Начаток, фундамент и корень еврейского народа, их родоначальники Авраам, Исаак, Иаков – святые, поэтому будет свят и целый народ (ветви), хотя теперь некоторые ветви его и посохли, и заменены другими. 11: 17–18. А́ще ли нѣ́цыи от­ (если же некоторые из) вѣ́твей от­ломи́шася (отломились), ты́ же, ди́вiя ма́слина сы́и при­­цѣпи́л­ся еси́ въ ни́хъ (дикой маслиной, оливой будучи, привился на место их, привит между ветвями), и при­­ча́ст­никъ (общником тучному) ко́ренiю и ма́сти ма́слин­ныя былъ еси́ (сока маслины стал). (то) не хвали́ся на (не превозносись, не торжествуй перед) вѣ́тв(ям)и. а́ще (если) ли же хва́лишися (превозносишься), (— знай, вспомни, что) не ты́ ко́рень но́сиши (несёшь, держишь), но ко́рень тебе́. Правда теперь многие из иудеев не веруют во Христа Господа, и как сухие ветви, отламываются от древа народа Божьего, отчуждаются от своего святого корня, а на место их прилепилась к ветви дикая, с дурными соками и плодами, маслина – язычники, и стали причастниками корня и соков доброй маслины (родоначальников еврейского народа). Но язычники только как бы внешне прилепились к избранному народу, поэтому они не должны превозноситься над падшими, природными ветвями, а должны помнить, что они не самостоятельное дерево, но лишь привой к дереву, ветви которого держатся корнем, родоначальниками иудейского народа. Впрочем, язычники, по-видимому, все еще имеют основание хвалиться. 11: 19–21. Рече́ши (скажешь) у́бо, от­ломи́шася вѣ́тви, да а́зъ при­­цѣплю́ся (чтобы мне привиться; для того, чтобы я был привит). Добро́ (хорошо). (Они) невѣ́рiемъ от­ломи́шася (по неверию отломились), ты́ же вѣ́рою сто­и́ши (держишься). не высокому́др­ст­вуй (не гордись, не думай высоко о себе, не высокоумничай), но бо́йся. А́ще (если и)бо Бо́гъ есте́­с­т­вен­ныя (природные) вѣ́тви не пощадѣ́, едá ка́ко и тебе́ не пощади́тъ. По видимому, как не хвалиться язычникам? Они, чуждые Божьих обетований и народа иудейского, прививаются к доброй маслине, к избранному народу Божию, а природные ветви этой маслины лишены этих благ, сами отломились от своего дерева. Апостол как бы одобряет это, но сейчас же говорит, что такой порядок только внешний – внешняя последовательность. Если же обратить внимание на причину того и другого, то выйдет иное. Иудеи отпали от своего дерева за неверие, язычники прилепились к нему по вере. Значит причина в вере, которая дается Богом по милости, а не за какие-либо преимущества, дается за смирение и самоуничижение. Итак, похвальба здесь неуместна; мало того, она опасна для веры, ибо при самомнении слабеет вера, чего нужно бояться, чтобы и совсем не лишиться веры. Ибо язычники должны помнить, что если Бог за неверие отверг тех (иудеев), род которых Он считал Своим и столько заботился о них, то тем более не пощадит и их, язычников чужеродных, со стороны принятых в род Божий, если они ослабеют в вере, или пошатнутся в ней, или будут вести себя недостойно ее. У язычников перед глазами примеры строгости и милости Божьей иудеи, и они сами. 11: 22. Ви́ждь у́бо бла́гость (видишь, итак, учти) и непощадѣ́нiе (строгость) Бо́жiе. на от­па́дшихъ (павшим, споткнувшимся) у́бо непощадѣ́нiе (строгость), а на тебѣ́ бла́гость (милость, доброта) Бо́жiя, а́ще (если) пребу́деши въ бла́гости (Божией). а́ще ли же ни́, то́ (потому иначе) и ты́ от­сѣ́ченъ (срублен) бу́деши. Неуверовавшие иудеи не покорились воле Божьей, через это отпали от рода избранных сынов Божьих, и Бог не пощадил их, не посмотрел, что они имеют таких великих отцов по плоти, и что Он Сам столько заботился о них. А как только сделались недостойными Его благости за свое упорное неверие, тотчас же отверг их, и лишил Своей милости. Язычники смиренно уверовали в Господа Иисуса, и Он излил на них свои блага, и не лишит их Своей милости, если они до конца пребудут верными Ему. Но если своей верою и жизнью окажутся недостойными Его милостей, то и их отсечет от доброй маслины спасаемых. Точно так же и иудеи будут помилованы, если уверуют. 11: 23. И они́ же а́ще (если) не пребу́дутъ въ невѣ́р­ст­вiи, при­­цѣпя́т­ся (будут привиты). Си́ленъ бо е́сть Бо́гъ па́ки при­­цѣпи́ти (обратно, опять, снова привить) и́хъ. Пока мы здесь на земле, отвержение Божье бывает только исправительным, а поэтому не окончательным. Бог отвергает, чтобы фактом отвержения образумить и привлечь к Себе. Так будет и с неверующими. Если они перестанут упорствовать, и уверуют в Господа Иисуса, Бог опять примет их в род Свой – спасаемых, избранных и святых, потому что Он всемогущ произвести и то, что сверх надежды. Далее Апостол объясняет возможность прививки иудеев к своей природной маслине. 11: 24. А́ще бо ты́ от­ есте́­с­т­вен­ныя (по природе) от­сѣче́нъ (был от) ди́вiя (дикой) ма́слины, (и) чрезъ есте­с­т­во́ (не по природе, вопреки природе) при­­цѣпи́л­ся еси́ къ до́брѣй (привился к хорошей) ма́слинѣ. кольми́ па́че сіи́ (то тем более эти), и́же по есте­ст­ву́ (природные), при­­цѣ́пят­ся (привьются, будут привиты к) сво­е́й масли́нѣ. Все от веры, а вера от произволения милости Божьей. Примут иудеи веру и снова привьются к своей маслине, и даже удобнее язычников. Язычники росли, как дикая маслина, невозделанная искусством садовника. Не было у них ни закона, данного Богом, ни пророков, посылаемых Богом. Не испытывали они на себе и промыслительных действий Божьих, поэтому не имели они в себе ничего Божеского, кроме того, что вложено в них природой, и однако привились к доброй маслине благодатью, по вере. У иудея же, воспитанного на законах и пророчествах, хотя он теперь не верует, все же остаются следы особенного Божеского воспитания, у него есть закон и пророки. Следовательно, он имеет много сродного с началами веры, поэтому, тем скорее может обратиться к Христу, и снова привиться к своей природной маслине, если захочет.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author