petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский пролог. Православный календарь на 2 (15) июля

1. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Царьграде. В правление императора Льва Великого (458–471), царицы Верины и патриарха Геннадия по Святой Земле паломничали [в серб. букв.: путешествовали, поклоняясь тамошним святыням. – Ред.] два цареградских вельможи, Галвий (Галвин) и Кандид. В Назарете остановились они в доме некой еврейской девицы, хранившей в потаенной комнате ризу Пресвятой Богородицы. Многие больные и страждущие люди получали исцеление от своих недугов через молитвенное прикосновение к этой ризе. Галвий и Кандид взяли эту святыню и принесли в Царьград, уведомив о сем царя и патриарха. Это известие вызвало великую радость в столице. С великим торжеством ризу перенесли и положили во Влахернской церкви. (Сия церковь была построена императором Маркианом и его супругой, святой Пульхерией, на берегу залива, называемого Влахернским, по имени убитого там некоего скифского военачальника Влахерна). В память положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви установлен сей праздник.
2. Св. Иувеналий, патриарх Иеросалимский. Современник великих светочей Православной Церкви: [преподобных] Евфимия [Великого], Феодосия [Bеликого], Герасима [Иорданского], Симеона Столпника и других. Участвовал в [работе] двух Вселенских Соборов: Третьего в Ефесе и Четвертого в Халкидоне – и с горячим рвением и силой [в серб, букв.: и с великой силою и ревностью. – Ред.] боролся против богохульных ересей, в частности – в Ефесе против Нестория, называвшего Богородицу Христородицей, а в Халкидоне – против Евтихия и Диоскора, учивших, что во Христе было только одно естество – Божественное, но не было естества человеческого. После победы Православия на обоих Соборах Иувеналий вернулся на свою кафедру в Иеросалим. Впрочем, хотя ереси и были осуждены, еретики истреблены не были. Кознями и насилием некоего Феодосия, друга Диоскора, Иувеналий был смещен с кафедры, а Феодосий самочинно возвел себя на его место. К сему еретику Феодосию поначалу благоволила и царица Евдокия, вдова императора Феодосия Младшего, поселившаяся в Иеросалиме. Шаткая [духом] и опрометчивая [в делах], Евдокия отправилась в конце концов к преподобному Симеону Столпнику, чтобы вопросить его об истине. Сей Божий святой изобличил все еретические хитросплетения и заповедал царице держаться православного учения, как[им] утверждено [оно] на Соборах. Царица прислушалась к его увещаниям, покаялась и теперь уже сама возгорелась гневом на лжепатриарха Феодосия. В Царьграде тогда правили Маркиан и Пульхерия. И пришло от царя письмо к воеводе Афанасию с повелением изгнать Феодосия и снова возвести Иувеналия на кафедру, что́ [сей] воевода быстро и сделал. Святитель Иувеналий возглавлял Иеросалимскую Церковь 38 лет и в 458 году преставился ко Господу в глубокой старости, дабы восприять от Него награду за премногие скорби и злострадания, которые претерпел он за истину. В правление святого Иувеналия утверждено празднование Рождества Христова 25 декабря (по Юлианскому календарю). 3. Св. Фотий, митрополит Московский. Родом грек. Мудро управлял Русской Церковью 20 лет. Упокоился в 1430 году. За неделю перед кончиной явился ему Ангел Божий и возвестил точное время отшествия из міра сего.
К Царице Небесной тепло мы взываем,
Пред Нею колена свои преклоняем
И помощи чаем от Бога Творца:
Заступницей буди нам всем до конца!
Во славе небесной Ты светло сияешь
И Господа слезно о нас умоляешь.
Молитвы Твои полны сил и надежды –
И милует Бог нас сегодня, как прежде.
Подобно свече негасимой и вечной,
Стоишь Ты пред Богом в прошенье сердечном,
И внемлет Спаситель Твоим воздыханьям,
И грешников тяжких ведет к покаянью.
Ведь имя Твое – для больных облегченье,
А демонам – бич, и огонь, и мученье.
Крестом осеним себя, братья, прилежно
И в міре сем злобном и многомятежном
Ко Деве Пречистой возвысим свой зов,
А Бог Вседержитель помочь нам готов:
Он крепость и мужество нам ниспошлет –
И в вечный покой нас по смерти введет.
К Царице Небесной тепло мы взываем,
Пред Нею колена свои преклоняем.
Рассуждение. Любое изобретение, которым люди хвастаются как плодом изысканий собственного разума, на самом деле внушено им Промыслом Божиим. И у любого смастеренного устройства – два предназначения: одно физическое, а другое духовное. Вот и часы – прекрасная вещь, но [и] они изобретены не только для того, чтобы показывать нам время дня и ночи, но и для того, чтобы напоминать нам о смерти. В этом их духовный смысл. Когда минутная и секундная стрелки отмерят назначенное им число оборотов, тогда часовая стрелка достигает отметки очередного часа и часы дают бой. Так пробьют и часы нашей жизни, когда будут исчислены ее дни, месяцы и годы. Посему святитель Тихон Задонский советует каждому христианину размышлять о том: 1) как непрестанно уходит время нашей жизни; 2) что невозможно вернуть протекшее время; 3) что не в нашей власти ни прошлое, ни будущее время, но только то, в которое мы сейчас проживаем; 4) что неведом [и] конец нашей жизни; 5) что должны мы быть готовыми к смерти ежедневно и ежечасно и даже ежеминутно; 6) что по сей причине подобает нам пребывать в непрестанном покаянии; 7) что в каждое мгновение надлежит нам возгревать в себе такое покаянное чувство и такое настроение духа, каким хотим обладать мы в наш смертный час. Созерцание. Да созерцаю терновый куст, горящий на Хориве (Исх. гл. 3), а именно: 1) как сей куст был весь объят пламенем, но не сгорал; 2) как и Пречистая Дева, нося в Себе Богочеловека Господа, носила Божественный огонь, но не опалялась им; 3) как и мою грешную душу огонь Божественной благодати омолаживает, исцеляет и освещает. Проповедь об искушении веры нашей. Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Исуса Христа (1 Пет. 1: 7). Вера наша, братья, испытывается чаще, нежели трость колеблется ветрами. Искушения, собственно, сродни ветрам: слабую веру они вырвут с корнем, а сильную еще больше укрепят. А еще искушения подобны огню, в котором сгорает солома, а золото очищается. Наша вера испытывается людскими умствованиями и гипотезами. Это очень сильные и жестокие ветры. Однако сможем мы перед ними устоять, если будем держаться за слово Божие и, в противовес сим мудрованиям, выставим учение Христовой веры. Еще наша вера испытывается страхом и стыдом: страхом перед людьми, гонящими веру, и стыдом перед людьми, окружающими нас и презирающими веру. И это [тоже] резкие, порывистые [в серб. букв.: и это сильные] ветры, над которыми мы обязаны возобладать, если хотим остаться живыми. Чем [можем] мы им противостать? Страхом Божиим, который в нашей душе должен всегда одерживать верх над страхом перед людьми; и стыдом пред лицом Апостолов, святителей и мучеников, не постыдившихся своей веры пред царями, князьями и мудрецами міра сего. Еще наша вера испытывается бедствиями и страданиями. Это пламень, в котором нашей вере либо подобает сгореть, точно соломе, либо закалиться, как огнем испытанному золоту. Это искушение мы одолеем, если будем вспоминать Христа, за нас распятого на кресте, а также [приводить на память] многие сонмы страдальцев за веру, терпением победивших всё и исшедших из огня, как золото, во век века сияющее среди Ангелов и человеков. Еще наша вера испытывается смертью: смертью наших родственников и друзей, [да] и человеческой смертью вообще. Это огонь свирепый, в котором многие сожгли и погубили свою веру. Знаменует ли смерть конец всего? Нет, верь, [что] она начало всего – начало новой, настоящей, жизни. Верь в Христово Воскресение, и в загробное бытие, и в общее воскресение и Страшный суд. О Господи благий, утверди в нас веру и помилуй нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author