petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Послание к Римлянам: Рим., 106 зач., 11, 13‒24

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; Николай Павлович Розанов

1314 Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое. 14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Распространяя Евангелие среди язычников, ап. Павел через это косвенно содействовал обращению ко Христу и своих единоплеменников. Прославляю, то есть хвалю, горжусь своим служением, раз оно имеет такую великую пользу и для язычников, и ‒ косвенно ‒ для евреев. 15 Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Жизнь из мертвых (ζωὴ ἐκ νεκρῶν). Одни (Ориген, свт. Златоуст, блж. Феодорит и др.) понимают под этим новую жизнь в будущем веке, какая начнется с воскресением мертвых; но с этим объяснением нельзя согласиться. В Евангелии (Мф 24: 14) и в 1 Кор.15: 23, где идет речь о начатии нового века, ничего об обращении Израиля, как сигнале к этому началу, не говорится. И потом, к чему бы апостол поставил здесь слово ζωὴ, когда он для обозначения понятия о новой жизни употребляет другое слово ἀνάστασις (воскресение)? Другие понимают (блж. Феофилакт) под жизнью из мертвых тот расцвет христианской жизни, какой будет иметь место со вступлением в лоно Церкви полноты еврейского народа. Но у ап. Павла нет следов представления, что предваряющее этот великий факт состояние христианской Церкви должно быть каким-то омертвением. Напротив, повсюду у него проходит мысль о том, что и среди христиан из язычников духовная жизнь бьет ключом... Проще и правильнее видеть здесь обозначение совершенно полного раскрытия спасения, принесенного Христом. Принятие иудейского народа в лоно Церкви Христовой образует собою заключение к истории домостроительства человеческого спасения, подобно тому, как прославление тела, какое совершится у людей при воскресении из мертвых, образует заключение благодатного о них примышления Божия.


16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Израиль и сам по себе имеет право на получение спасения. Ведь он представляет собою известное целое смешение или массу теста (φύραμα), из которого уже испечено несколько хлебов, которые, как начатки, принесены Богу в дар. Ср.: и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши (Чис 15:19‒21). Эти начатки ‒ патриархи народа израильского, принятые уже в общение с Богом. Их же апостол разумеет и под корнем святым, от которого произросли ветви, т. е. народ израильский. 1718 Святой апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого отломились неверием только ветви, но корень цел и свят, святой апостол уподобляет язычников дикой маслине, привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: если... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя. Так как среди христиан из язычников, вероятно, существовала некоторая гордость своим новым положением, какое они заняли в Царстве Христовом, заступив место богоизбранного народа, то апостол увещевает своих читателей ‒ христиан из язычников припомнить, что они собственно получают спасение, которое давно уже готовилось к открытию в среде иудейского народа, который долго был носителем этой идеи спасения (о прививке деревьев апостол говорит, по признанию Opигена, несогласно действительными приемами садовнического искусства). 1921 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Бедственная судьба евреев должна научить христиан из язычников быть особенно внимательными к своему положению. Ведь они не так близки к святому корню, как иудеи, и им еще легче отпасть от истинной веры и за это подвергнуться гневу Божию. 2224 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Апостол повторяет в заключение своей речи об отношении христиан из язычников к иудейскому народу, что Бог, с одной стороны, благ, а с другой – строг к грешникам. Пусть читатели послания постараются закрепить за собою добрым своим поведением благость Божию. С другой стороны, апостол обещает иудеям, что Бог в отношении к ним преложит гнев Свой на милость, как скоро они поборют свое неверие по отношению ко Христу. Отпавшие ветви опять могут привиться. Это изменение в положении народа еврейского тем вероятнее, что между этим народом и Царством Божиим (маслиной) существует внутреннее сродство.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author