petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Пояс Богородицы

Автор: Дмитрий Абрамов

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати // и душам нашим велию милость (Тропарь). Празднование «Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы» совершается 31-го августа, в последний день церковного года, в память того, что императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, была исцелена этой святыней. Согласно преданию, отраженному в Минологии Василия II, датируемом X в., великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью незадолго до Ее Успения, была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого, Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος). Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408–450), а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Известно даже, что императрица Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. В честь Ея святая царица, по сведениям Феодора Чтеца, воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т. ч. Халкопратийскую церковь, куда был вложен ковчег с честным Поясом Пресвятой Богородицы и «Божественное Ея млеко». По свидетельству Кодина, иудеи со времен императора Константина Великаго, в продолжении ста тридцати двух лет, жили в местности Константинополя, называемой Халкопратия (Медный торг), где они торговали медными изделиями. Феодосий II Младший выгнал их отсюда, очистив место, где был устроен храм во имя Богоматери.

По влечению благочестиваго сердца, св. Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощныя бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла». Согласно «Книге церемоний», в Халкопратийском храме Пресвятой Богородицы находились хоры, к которым были пристроены деревянные лестницы, ведущие в императорский митаторий, где на Литургии в праздник Благовещения (25 марта) присутствовал василевс: «Государи вошедши в святилище и возложив дары на святой жертвенник, покидают его через левую сторону святилища и шествуют через гинекей той же самой церкви. А в гинекее их встречает весь сенат, который воздает честь государям, и государи с патриархом и придворными следуют через арку в святой алтарь Агиа Сорос (Святого Ковчега)». В той же «Книге церемоний» говорится, что в часовню Агиа Сорос, содержащую драгоценную реликвию Пояс Богоматери, можно пройти через выход из главного святилища по левой стороне. В Типиконе Великой Церкви IX–XI вв. также указаны кафедральные богослужения в Халкопратийском храме в случаях совпадения Благовещения с Великим Четвергом или Великой субботой: «После тритекти… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию, и там певцы поют: “Слава… и ныне…”, и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Кроме того, по Константинопольскому уставу, лития «в Халкопратии» полагалась во 2-ю неделю по Пасхе и на Введение, когда вся служба, согласно 2 рукописям X-XI вв., пелась в Халкопратийской церкви, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития во главе с патриархом. Примечательно, что в Халкопратийском храме существовал придел во имя св. ап. Иакова, брата Господня, где были положены мощи Вифлеемских младенцев. Об этом приделе есть сведения в Типиконе Великой Церкви IX–XI вв. и в одном из константинопольских синаксарей X в., где находится память скифопольских мучеников 4 мая с указанием, что синаксис в их честь совершается в Халкопратийской церкви, в приделе во имя св. ап. Иакова, брата Господня. Об установлении празднования «Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы» в Минологии Василия II повествуется, что в 906 г. при императоре Льве VI Мудром (886912) его жене Зое Карбонопсиде, которую мучил нечистый дух, было видение, что она избавится от недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ковчег и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события 31 августа. По повелению императора Льва VI Мудрого Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы, и та исцелилась. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного Пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а Евфимий, которому было поручено возложить Пояс на императрицу, став патриархом Константинопольским (907–912), составил Слово в честь торжества нового обретения Пояса. Ок. 1320 г. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о честном Поясе Богоматери, уточнив, что императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511518) – шествие (πανήγυρις) каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию, церемониал которого (πρεσβεία) определил император Маврикий. О том же свидетельствуют и русские паломники Стефан новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в XIV в. Так, Стефан новгородец писал, что «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». В Хождении митрополита  Пимена упоминается, что он в 1387 г. «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. Иеромонах Зосима, посетивший Царьград в 1420 г., также упоминает Влахернскую церковь, где «лежат честная риза и пояс святой Богородицы». Запись анонимного русского паломника (между 14241453 гг.) является последним свидетельством о нахождении пояса Богородицы в Константинополе. В 1028 г. византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (10281034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (10271072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX в. правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь Влахернской иконы Божией Матери для хранения святыни, где она находится и поныне. После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. Пояс Богородицы был вновь разделен на несколько частей, вывезенных на Запад. В 1953 г. в монастыре в Мардине (Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке, после расшифровки которого стало известно, что в одной из церквей сирийского Хомса хранится неизвестная до тех пор часть Пояса Богородицы. В нем сообщалось, что при постройке церкви в алтаре был обнаружен пояс Богородицы, который она передала перед вознесением св. ап. Фоме. Церковь Пояса Девы Марии (арабск. Умм Аз-Занар), основанная по преданию в 38 г., была построена в нач. XIII в. при крестоносцах, которые даже переименовали Хомс в «Шамель» (верблюжий город). Действительно, в указанном месте, под алтарем, была найдена каменная плита, также испещренная строками арамейского письма. Под ней оказалась каменная ступка с круглым углублением, в котором лежал серебряный ларец. В нем и нашли скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти, расшитый золотом (74 х 5 см). Сейчас часть Пояса Богородицы (другая часть в Иерусалиме) в серебряном цветке на ножке выставлена для поклонения  в правом приделе церкви (см. фото). Особую известность приобрёл Пояс  Пресвятой Богородицы (Sacra Cingolo), который хранится с 1395 г. в кафедральном соборе сщмч. Стефана в Прато (1386-1390, капелла построена мастером Лоренцо ди Филиппо; 1392-1395). Пояс представляет собой тонкую полоску длиной 87 см из верблюжьей шерсти и ткани, расшитой золотой нитью (см. фото). Реликвию показывают 5 раз в год с угловой наружной кафедры собора, специально построенной для этой цели (1428-1438, Микелоццо и Донателло). Вот что пишет об этом шедевре Донателло художник, скульптор и искусствовед Джорджо Вазари: «В городке Прато им сделана мраморная кафедра, с которой показывают  пояс  Богоматери». Что же касается части Пояса Богородицы из афонского Ватопеда, то вкладчиком этой святыни ок. 1380 г. был правитель Сербии св. вмч. Лазарь I Хребелянович (сербск. Хребељановић, 1372–1389). Причем ватопедская традиция связывает сей дар с именем императора Иоанна VI Кантакузина (в монашестве - Иоасафа), благодаря участию которого патриарх Константинопольский Филофей (Коккинос) признал в 1376 г. Печский патриархат. Сербский двор стал обладателем этой святыни после битвы 1330 г. на берегах Струмы, при Вельбудже (Кюстендиле), где был разбит болгарский царь Михаил Шишман. А болгары завладели императорской («Константиновой») ставротекой, в которой с XII в. хранилась часть Пояса Богородицы, после победы царя Ивана I Асеня в 1190 г. над василевсом Исааком II Ангелом (11851195). В Ватопеде Пояс еще раз разделили на 2 части, одну из которых оставили в ставротеке, а другую поместили в ковчег, который выносится во время эпидемий. В нем хранятся 3 части Пояса в 3 отделениях, сделанных из золота и серебра (см. фото). Из Ватопеда Пояс Богородицы множество раз вывозился на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию для благословения и поддержки порабощенных (до 1913 г.) греков, а также для изгнания заразных болезней, как например, в июне 1820 г. святыня была послана на Крит, где свирепствовала чума. Особая икона написана на Афоне (в иконографической традиции Покрова) по случаю принесения Пояса Богородицы в Россию.

Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author