petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Четверг седмицы 4-й по Пятидесятнице: Мф., 43 зач., 11, 27‒30. Чтимые святые

Текст Евангелия: Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Жития святых начинаются на 6-й минуте второго часа записи (1:05:46)



Авторы: святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский; блаженный Феофилакт Болгарский; протоиерей Александр Шаргунов

Толкование свт. Феофана начинается на 42-й минуте записи (41:34): Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «Возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим. Толкование блж. Феофилакта начинается на 42-й минуте записи (43:23):
Выше Господь сказал Отцу: Отче, благодарю Тебя, что Ты открыл. Поэтому, чтобы ты не подумал, что Христос Сам ничего не делает, а все Отец, говорит: Всё предано Мне. У меня и у Отца власть одна. Когда же слышишь: «предано», не подумай, что Ему предано как рабу или как низшему, напротив — как Сыну; ибо Ему все предано потому, что Он родился от Отца. Если бы Он не родился от Отца и не был одного естества с Отцом, то и не было бы Ему предано. Смотри, всё предано Мне, говорит, не Господом, но Отцем Моим. То есть как благообразное дитя, родившись от благообразного отца, говорит: мое благообразие передано мне от отца моего. Так надобно понимать и слова Христовы. Говорит еще большее: Что Я Господь всего, в этом нет ничего удивительного, когда могу гораздо больше сего, именно — знать Самого Отца, и притом так, что могу открывать Его и другим. Заметь: выше Он сказал, что Отец открыл тайны младенцам, а здесь говорит, что Сам Он открывает Отца. Видишь: у Отца сила одна, потому что открывает и Отец и Сын. Призывает всех вообще, не одних иудеев, но и язычников. Под «труждающимися» надобно разуметь иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под «обремененными» — язычников, которые обременены были тяжестью грехов. Всех сих Христос призывает к успокоению; ибо что за труд уверовать, исповедовать и креститься? И как не успокоиться, когда здесь бываешь беспечален о грехах, сделанных до крещения, и там получишь вечный покой? Иго Христово есть смирение и кротость; поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, пребывая всегда без смущения, тогда как тщеславный и горделивый находятся в беспрестанном беспокойстве, опасаясь лишиться чего-нибудь и усиливаясь как бы больше прославиться, как бы победить врагов. Это Христово иго, то есть смирение, легко; потому что нашей униженной природе удобнее смиряться, а не превозноситься. Впрочем, игом называются и все заповеди Христовы, и все они легки по причине будущего воздаяния, хотя в настоящее краткое время и кажутся тяжелыми. Толкование протоиерея Александра Шаргунова начинается на 47-й минуте записи (46:14): Все предано Мне Отцем Моим. Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу — Он не отринет нас и даст нам все необходимое — потому что все предано Ему и Он — Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли — в руке Его. У Спасителя нашего — сокровеннейшее знание Отца. И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына. Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно так же утверждает, что Он — единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Исуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии. Никто не знает Отца, кроме Сына, — говорит Христос, — и тех, кому Сын благоволит открыть. Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (см.: 2 Кор. 4, 6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он Сам открывает Себя. Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой — только в Боге, в Его любви. Возьмите иго Мое на себя, — говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет — впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. Иго Мое благо, и бремя Мое легко, — говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых — легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове — любовь. Вначале вам может быть немного трудно, но впоследствии — легко. Бремя Христова Креста — легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение. Христос — наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова — школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (см.: Еф 4, 20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он — всяческая во всем. Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он — милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар — учиться в такой школе с таким Учителем! Вы найдете покой душам вашим, — говорит Он. Покой для души — самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой — сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Исуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Исуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой. Жития святых начинаются на 6-й минуте второго часа записи (1:05:46)

Tags: Евангелие дня, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author