petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский пролог" святителя Николая Сербского: 12 июля (29 июня)

Автор: святитель Никола Сербский

1. Св. апостол Петр. Сын Ионин, брат Андрея Первозванного, из колена Симеонова, из города Вифсаида. Был рыбаком и сначался нарицался Симоном, но Господь благоволил назвать его Кифой, или Петром (Ин. 1: 42). Он первый из учеников ясно выразил веру в Господа Иисуса, сказав: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16). Его любовь ко Господу была великой, а его вера в Господа утверждалась постепенно. Когда Господа привели на суд, Петр трижды отрекся от Него; но достаточно было одного взгляда на лицо Господа – и душа Петра наполнилась стыдом и раскаянием. После Сошествия Святого Духа Петр являет себя неустрашимым и могучим проповедником Евангелия. После его проповеди в Иерусалиме в веру обратилось около 3000 душ. Проповедовал он Евангелие в Палестине и Малой Азии, а также в Иллирике и Италии. Творил великие чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых, и даже его тень врачевала недужных. Вел ожесточенную борьбу с Симоном волхвом, выдававшим себя за бога, а на самом деле служившим сатане. В конце концов Петр одолел его и посрамил. По приказу жестокого императора Нерона, друга Симона [волхва], Петр был приговорен к смертной казни. Рукоположив Лина во епископа Рима, дав наставления Христову стаду и утешив всех верующих, Петр с радостью пошел на смерть. Увидев перед собой крест, он упросил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть как и его Господь. Так упокоился великий служитель великого Владыки и восприял венец вечной славы.
2. Св. апостол Павел. Родом из Тарса, из колена Вениаминова. Сперва носил имя Савл, обучался у Гамалиила, был фарисеем и гонителем христианства. Чудесно обращен в христианскую веру Самим Господом, явившимся ему на пути в Дамаск. Крещен ап[остолом] Ананией, назван Павлом и поставлен на служение великих Апостолов. С пламенной ревностью проповедовал Евангелие всюду, от пределов Аравии до Испании, среди иудеев и язычников. Был наречен Апостолом язычников. Насколько ужасны были его страдания, настолько изумительным было его сверхчеловеческое терпение. Во все годы своей проповеди изо дня в день висел он на волоске между жизнью и смертью. После того как все дни и ночи наполнил он трудами и страданиями за Христа, учредил церкви во многих местах и достиг [в] такой мере совершенства, что мог сказать: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20), – он был усечен в Риме, в правление императора Нерона, в один день с апостолом Петром.
Простец и ученый, но духом единые,
Горят любовью Божией, как Ангелы дивные:
Простой рыбак был Петр – а Павел книжник был, –
Господь обоих Духа благодатью осенил.
Две пламенные, яркие свечи, неугасимые,
Две светлые звезды, высокие, красивые;
Евангельское слово всем странам возвестили,
Народы и языки чудесно уловили.
Служа спасенью людям, даров от них не брали,
Хоть нищи были сами – других обогащали.
Терпели брань и узы, но землю покорили
И ко Кресту Христову язычников склонили.
Завоевали мір они оружьем неизвестным:
Смирением и кротостью, постом, молитвой честной;
Повсюду милосердие их к нищим простиралось,
А жизнь – к концу страдальческому быстро приближалась.
Настал день исповеданья – Нерон издал указ:
Вести на смерть Апостолов, казнить двоих за раз.
Но истину простую кровожадный царь забыл:
Хотя он жизни временной Апостолов лишил,
Коснуться жизни вечной власть злодея не могла:
Вошли они в мір Божий, где ни смерти нет, ни зла.
Рассуждение. Симон Петр и Симон волхв. Враги христианства часто приводят примеры «великих чудотворцев» среди язычников, чтобы обмануть легковерных, унизить христианскую веру и возвысить [нечестие (язычество и безбожие)], чародейство, гадание, сатанизм и всякое шарлатанство. Несомненно, и сатана через своих слуг пытается творить чудеса, но все эти «чудеса» его приспешников [и адептов] проистекают не из человеколюбия, сострадания, милосердия и веры в Бога, а из гордости, самолюбия, тщеславия и человеконенавистничества. Христианин из истории апостольской проповеди должен научиться отличать Божественные чудеса от сатанинских прельщений и фантазий. Довлеет ему вспомнить [в серб. букв.: пусть вспомнить только. – Ред.] об апостоле Петре и Симоне волхве. Пусть сравнит чудеса Петра с так называемыми чудесами Симона. Апостол обращал каменные сердца людей в сердца благородные, врачевал больных, воскрешал мертвых – всё это [совершая] молитвой и верой в живого Бога. Симон же волхв изумлял людей диавольскими призраками и фантасмагориями. Апостол Петр был другом Божиим, а Симон волхв – другом и протеже развратного императора Нерона, покончившего с собой. «Чудеса» языческих факиров относятся к роду наваждений и иллюзий, которые представлял Симон волхв. Как раскаленный песок издали кажется водой, так и «чудеса» факиров походят на животворящие чудеса христианские. Созерцание. Да созерцаю чудесное исцеление слепого Вартимея (Мк. 10: 46–52), а именно: 1) как Вартимей молил Господа: помилуй меня! 2) как Господь сказал: Иди, вера твоя спасла тебя, – и Вартимей прозрел; 3) как и моей незрячей душе Господне слово может даровать зрение, если я [стану] молиться. Проповедь о страхе Божием. Со страхом проводи́те время странствования вашего (1 Пет. 1: 17). Это слова великого апостола Петра; эти слова имеют сугубое подтверждение: небесное вдохновение и собственный опыт. По небесному вдохновению простой рыбак Симон стал учителем народов, столпом веры, могучим чудотворцем. Из собственного опыта он узнал, что вся его мудрость и сила – от Бога и потому надлежит иметь в себе страх Божий. Никакой другой страх, а только страх Божий. Глупец боится только тогда, когда сверкнет молния и грянет гром, а мудрец страшится Бога каждый день и каждый час. Творец молнии и грома страшнее того и другого, причем являет Он Себя пред тобой не время от времени, как молния и гром, но непрестанно стоит перед тобою, не отходя от тебя ни на шаг. Посему недостаточно лишь временами носить в себе страх Божий, но страхом Божиим надо дышать. Страх Божий – это озон в душной атмосфере нашей души. Этот озон приносит чистоту и легкость, благоуханный аромат [и] здоровье. Пока не утвердился он в страхе Божием, Петр был только Петром, а не Апостолом, не мужественным проповедником [в серб. букв.: не героем. – Ред.], не учителем народов, не чудотворцем. О братья мои, да не веселимся прежде жатвы. Эта наша жизнь – не жатва, а сев, и труд, и пот, и страх. Хлебопашец живет в тревоге, пока не соберет плодов с нивы. Отложим и мы веселье на день жатвы, а теперь – время для труда и страха. Буду ли я спасен? Этот вопрос должен терзать каждого из нас так же, как и земледельца мучает вопрос: пожну ли я урожай от моих трудов на поле? Каждый день земледелец трудится и страшится. Да трудимся же и мы и да страшимся во всё время нашего странствования на земле. О Господи страшный и сильный, соблюди нас в страхе Твоем. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author