petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Память святых славных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (окончание)

Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский

(Слева: святой апостол Павел. Монастырь Осиос Лукас. XI в.) Затем апостол прибыл в Вифинию и сеял слово истины в Никомидии и Никее. Известно, что после этого он вернулся в Иерусалим и находился там в то время, когда свв. Павел и Варнава пришли туда после многолетней проповеди среди язычников. Верующие из фарисеев требовали, чтобы язычники, принявшие Христа, делали обрезание,– так начался длительный спор. Тогда Петр взял слово и высказал мнение, что незачем заставлять этих христиан нести бремя Закона, ибо все: и иудеи, и язычники – спасаются благодатью Господа Иисуса. Наконец, после речи апостола Иакова, председательствовавшего на этом собрании, было решено не навязывать обращенным язычникам требования Ветхого Завета, потерявшие силу. Им было только предписано воздерживаться от идоложертвенной пищи, блуда и удавленины. Затем св. Петр отправился в Антиохию, где свободно общался с обращенными из язычников, но когда прибывали братья из Иерусалима, он воздерживался от посещения христиан такого происхождения. Тогда св. Павел перед всеми упрекнул его в этом и призвал жить в соответствии с евангельским учением и с постановлениями, принятыми на Соборе в Иерусалиме (ср.: Гал. 2:14). После этого св. Петр продолжил апостольские труды и поставил епископов: св. Евода в Антиохии [7 сен.], затем Прохора в Никомидии и Корнилия Сотника в Гелиополе (Согласно другим источникам – Скепсии или Кесарии [13 сен.].) По преданию, там апостолу было видение, в котором Господь повелел ему отправиться на Запад. Проходя через Тарс, Петр сделал епископом этого города Оркана; в Ефесе он поставил Фригела, который затем отделился от Церкви и последовал за Симоном Волхвом; в Смирне – Апеллия [10 сен.], брата св. Поликарпа; в македонском гор. Филиппы – Олимпа [10 н.]; в Фессалонике – Иасона (более вероятно, Силуан [30 ил.]. Свв. Иасон, Сила и Иродион были учениками апостола Павла); в Коринфе – Силу [30 ил.] и в Патрах – Иродиона [8 ап.]. Приплыв на Сицилию, св. Петр был принят с большими почестями своим учеником св. Панкратием. После этого он наконец добрался до Рима и стал ежедневно наставлять народ в истинной вере в Святую Троицу. В это же время в Рим привезли Симона Волхва, чтобы предать казни. Однако волшебник, завидовавший растущей славе апостола, сумел покорить императора Клавдия своими чудесами. Симон собрал большую толпу народа и будто бы воскресил мертвого с помощью одной из своих уловок. Он также принимал разные обличья, чем вызвал восхищенное изумление у зрителей. Но когда два беса подняли волхва в воздух, св. Петр помолился и Симон низвергся на землю и погиб ужасной смертью. Видя силу, дарованную апостолам от Господа, народ возликовал и стал с усердием внимать проповеди св. Петра. Апостол поставил Лина (сам Петр никогда не был епископом Рима, так что следует различать апостольское и епископское служения) епископом Рима и отправился в Террачину. В Испании он сделал епископом Епенета [30 ил.], в Карфагене – Крескентия [30 ил.], в Египте – Руфа в Фиваиде и Марка в Александрии [25 ап.]. После этого апостол Петр был в Иерусалиме и присутствовал при Успении Богородицы. Затем, вернувшись в Рим, он укреплял верующих этого города. По некоторым сведениям, Петр завершил апостольские труды в Милане или даже добрался до Британии (Сведения об этих последних странствиях гораздо менее достоверны, чем изложенные выше.) Получив от Ангела откровение о том, что ему предстоит умереть в Риме, св. Петр подчинился воле Промысла и возвратился в столицу. Здесь он назначил св. Климента [24 н.] преемником скончавшегося Лина. По преданию, император Нерон приказал арестовать св. Петра за то, что тот обратил в христианство его обеих жен. Двух учеников апостола освободили, а сам он был распят на кресте, по его собственной просьбе – вниз головой. Ибо, сказал он, Господь был распят стоя, словно для того, чтобы смотреть на землю и на грешников, которых Он спасает, а ученику подобает смотреть на Небо – туда, куда он стремится (Очевидно, апостол претерпел мученичество во время кровавых гонений при Нероне, внезапно начавшихся в 64 г., когда на христиан была возложена вина за разрушивший город страшный пожар, который, вероятно, устроил сам император. Историки того времени (Тацит) сообщают, что к обычным пыткам безумный тиран добавил оскорбительные надругательства: одни мученики были покрыты звериными шкурами и отданы на растерзание псам, другие, в том числе и св. Петр, были распяты на крестах в обширных садах, примыкавших к цирку на Ватиканском холме, а с приходом ночи их подожгли, словно огромные факелы, для развлечения гостей императора.) Что же сказать о св. Павле – первом после Единого? Даже корифея красноречия, св. Иоанна Златоуста, охватывало упоение, когда он произносил имя св. Павла, и он прерывал свою речь, чтобы воздать хвалы апостолу. Тот, кто считал себя последним из апостолов и недостойным даже этого названия, стал избранным сосудом (Деян. 9:15) благодати как никто другой – и по изобилию откровений и духовных даров, и в особенности по трудам и скорбям, понесенным во имя Христово. Поистине св. Павел мог называться апостолом в полном смысле слова. Св. Павел был евреем из колена Вениаминова. Он родился в киликийском гор. Тарсе ок. 10 г. н.э. в одной из общин еврейской диаспоры, слепо преданной заветам отцов. Мальчик был назван Савлом и, благодаря происхождению своего отца, пользовался привилегированным положением римского гражданина. Он вырос в этом космополитичном городе в тесном соприкосновении с греческой культурой. Но его пламенная преданность Закону побудила родителей отправить сына в Иерусалим, где он примкнул к фарисеям и стал учеником знаменитого раввина Гамалиила Старшего. Савл разделял ненависть своих отцов к христианам, которых считал опасными преступниками, грешащими против Закона. В его присутствии св. Стефан был забит камнями, и Савл одобрил это. Горя яростью, дыша угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 2:9), Савл входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин и бросал в тюрьму. Он получил от первосвященника рекомендательные письма и отправился в синагогу в Дамаск, чтобы всех последователей Христа, которых найдет там, вязать и приводить в Иерусалим. На пути в Дамаск Савл был внезапно поражен ослепительным светом с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь... И Господь сказал ему: встань и иди в город (Деян. 9:4–6). Савл поднялся с земли, но ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, которое видел только он. Один из спутников привел его в Дамаск за руку. Там он пробыл три дня без еды и питья, пока один ученик, по имени Анания [1 окт.], извещенный Ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисусово, чтобы вернуть зрение и крестить. Так св. Павел сразу же стал другим человеком, исполненным Духа Святого. Он стал возвещать в синагогах об Иисусе, Сыне Божием, к великому изумлению иудеев, которые слышали о нем как о яростном враге христиан. В конце концов они условились убить его, но св. Павел был вовремя предупрежден и бежал из города, спустившись по стене в корзине. Затем он отправился в Аравию, к востоку от Иордана (см.: Гал. 1:17), и провел там два года в отшельничестве, посте и молитве, приготовляясь к апостольским трудам. С этого времени вся его жизнь была целиком посвящена служению Господу, Который достиг его (см.: Флп. 3:12). Св. Павел решительно шел вперед, всем своим существом устремляясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, уготованной Господом Его верным служителям (Флп. 3:14). Апостол мог говорить: я умер для Закона, чтобы жить для Бога, и возвещать: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Действительно, Господь многократно являлся ему в видениях и откровениях. Однажды (очевидно, ок. 44 г. в Антиохии) он даже был восхищен до третьего неба и там слышал неизреченные слова, которые прежде него не слышал никто из людей (см.: 2 Кор. 12). Тем не менее св. Павел нисколько не возгордился тем отличием, о котором свидетельствовали эти откровения. Он тем больше подвизался в евангельском служении с пылом, который заставлял его пренебрежительно относиться ко всякой опасности: семь раз он был заключен в тюрьму (согласно свидетельству св. Климента Римского), пять раз его бичевали иудеи, три раза били палками, один раз побили камнями, трижды он терпел кораблекрушение (см.: 2Кор 11:25). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2Кор. 11:26–28). Однако все эти скорби служили только к славе св. Павла, и он радовался обидам и преследованиям, которые ему приходилось претерпевать за Христа, ибо Господь Сам возвестил ему в видении: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12:9). Апостол подтверждал свою проповедь знамениями, чудесами и силой Святого Духа от Иерусалима до Иллирика и пределов Запада. Он приходил в немощи и в страхе и в великом трепете, и проповедь его была не в человеческой мудрости. Он был незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (см.: 1Кор. 2:2). Для всех он сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9:22), порождая учеников во Христе, за которых постоянно добровольно страдал, доколе в них не изобразится Христос благодатью рождения в Духе (ср.: Гал. 4:19). После пребывания в Аравии св. Павел провел некоторое время в Дамаске, а затем снова бежал и явился в Иерусалим. Последователи Христа боялись его и не верили, что он действительно стал учеником. Тогда св. Варнава привел его к апостолам Петру и Иакову и свидетельствовал об истинности его видения. С этих пор св. Павел везде ходил вместе с ними, смело проповедуя во имя Господне. Но всего через две недели (см.: Гал. 1:18) грекоязычные евреи (т.е. евреи диаспоры, говорившие по-гречески) составили заговор, чтобы убить его. Тогда апостолы отправили Павла в Киликию, откуда он отплыл в Таре, свой родной город. Через некоторое время до Иерусалима дошла весть о том, что в Антиохии язычники обратились в веру, и туда был отправлен Варнава. Тот удостоверился, что действительно Господь излил на них благодать, и пошел за Павлом в Таре. В течение года они жили в Антиохии и наставляли множество людей. Здесь впервые учеников Христа стали называть христианами. Некий пророк предрек великий голод в империи, от которого должна была особенно пострадать Палестина (49–50). Тогда антиохийские христиане собрали пожертвования и поручили Варнаве и Павлу передать их в помощь братьям в Иерусалиме. Когда апостолы вернулись в Антиохию, во время общей молитвы Святой Дух повелел: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13:2). После поста и молитвы братья возложили на них руки и отпустили. Варнава и Павел пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр. В Саламине они тотчас же принялись возвещать Слово Божие в синагогах и прошли через весь остров до Пафа. Здесь римский проконсул Сергий Павел обратился в веру вопреки противодействию волхва Елимы, которого св. Павел поразил слепотой. Из Пафа апостолы направились в Пергу Памфилийскую, а оттуда – в Антиохию Писидийскую, где св. Павел проповедовал покаяние в синагоге и обратил многих иудеев и прозелитов – язычников, принявших иудаизм. В следующую субботу почти весь город собрался послушать Слово Божие. Поскольку иудеи сопротивлялись апостолу и прерывали его злословиями, он сказал: раз вы сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13:46). Присутствовавшие при этом язычники радовались, внимали проповеди и обращались в веру. Но иудеи привлекли на свою сторону знатных людей города и добились, чтобы Павел и Варнава были изгнаны. Тогда апостолы отправились в Иконию. Там они тоже начали проповедь в синагоге, и множество иудеев и язычников обратилось в веру. Апостолы задержались в городе, где Господь засвидетельствовал об истинности их учения знамениями и чудесами. Но и здесь их успех вызвал противодействие тех иудеев, которые не приняли веры, и апостолам пришлось искать убежища в Ликаонии. В Листрах св. Павел исцелил человека, который не мог ходить с рождения. Народ принял апостолов за богов и хотел принести им жертвы. В это время пришли иудеи из Иконии и Антиохии, им удалось обратить воодушевление жителей Листры в ненависть. Павла побили камнями и, почитая его умершим, вынесли за город. Но он встал и пошел в Дервию и там приобрел много учеников. Затем он вернулся в Листры, Иконию и Антиохию и утверждал души верующих, говоря, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). В каждой основанной им Церкви св. Павел назначал пресвитеров управлять общиной, улаживать споры и следовать учению. Поручив их всех Божественному покровительству, апостолы пустились в обратный путь в Антиохию Сирийскую. По приходе туда они собрали местную общину и рассказали обо всем, что Господь совершил через них и как Он отверз двери веры язычникам. Тогда братья, пришедшие из Иудеи, стали требовать, чтобы обращенные из язычников принимали обрезание. Из этого возник горячий спор. Чтобы разрешить его, Павел с Варнавой были отправлены к другим апостолам в Иерусалим. Там они рассказали всё, что Господь совершил среди язычников. Было решено не заставлять язычников нести ненужное более иго Закона. Столпы Церкви – Петр, Иаков и Иоанн подали руку общения Павлу и Варнаве и условились, что те пойдут проповедовать среди язычников, а сами они – среди обрезанных (см.: Гал. 2). По возвращении в Антиохию св. Павел довольно долго оставался там и проповедовал Благую Весть. В это время он укорял св. Петра за то, что тот, боясь вызвать порицание у верующих из иудеев, перестал посещать братьев языческого происхождения. Через некоторое время Павел решил предпринять второе большое путешествие, чтобы посетить и воодушевить христиан в тех городах, где он уже проповедовал ранее (между 49 и 53). Но между свв. Павлом и Варнавой возникли разногласия из-за Марка, оставившего их в Памфилии. Тогда апостолы разделились: Варнава и Марк отплыли на Кипр, а Павел, взяв с собой Силу [30 ил.], пешком отправился на север. Они прошли Сирию и Киликию, укрепляя здесь учеников, затем посетили Дервию, Листру и Иконию. В Листрах к ним присоединился Тимофей [22 ян.]. В Асии и Вифинии их труды встретили препятствия. Тогда они пришли в Троаду, где Павел в видении получил повеление проповедовать Евангелие в Македонии. Через Самофракию и Неаполь (ныне Кавала) апостолы пришли в Филиппы и в субботний день обратились с речью к женщинам, собравшимся вне города для молитвы. Господь открыл сердце Лидии [20 м.], которая крестилась вместе со всем своим домом и приняла у себя апостолов. Когда Павел изгнал беса из одной рабыни, изрекавшей предсказания, ее хозяева, лишившись надежды на доход, донесли на Павла и Силу городским властям. Их обвинили в том, что они сеют в Филиппах беспокойство, избили и бросили в темницу с колодками на ногах. Около полуночи апостолы воспевали хвалы Господу. Вдруг сильное землетрясение поколебало основание темницы, оковы упали с узников и двери отворились сами собой. Видя это чудо, тюремщик тотчас попросил апостолов крестить его вместе со всей его семьей. Наутро ликторы пришли освободить их. Узнав, что Павел и Сила – римские граждане, они испугались и прилюдно принесли им извинения. Затем апостолы пошли в Фессалонику. Как обычно, Павел сначала явился в синагогу, чтобы там проповедовать Христа, воскресшего из мертвых, иудеям. Некоторые из них уверовали, а также уверовали многие язычники и некоторые знатные женщины. Но иудеи и здесь стали чинить препятствия и донесли властям, обвиняя апостолов в том, что они нарушают императорские указы и называют царем Иисуса. Тогда свв. Павел и Сила тайно ушли из города ночью и направились в Верию, где евреи с готовностью приняли их проповедь и многие обратились. Но затем явились противники из Фессалоники, и Павел вынужден был отправиться в Афины, оставив здесь Силу и Тимофея укреплять созданное. Достигнув древней греческой столицы, апостол был возмущен, увидев великое множество идолов. Он произносил речи перед иудеями в синагоге и каждый день на агоре, обращаясь к прохожим, философам и любопытным, ищущим всего нового. Однажды, встав среди Ареопага, апостол обратился к ним с речью, говоря, что обходил город и видел алтарь с надписью «Неведомому Богу». Он возвестил громким голосом: Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17:23). Св. Павел продолжил свою речь и говорил о Боге – Творце неба и земли, искусно используя все близкие к истине мысли языческих философов, предчувствовавших божественное призвание человека. Но когда он заговорил о человеке, воскресшем из мертвых, слушатели стали насмехаться над ним, кроме Дионисия Ареопагита [3 окт.], женщины по имени Дамарь [2 окт.] и некоторых других, обратившихся в веру. После этого св. Павел оставил Афины и пошел в Коринф, где жил в доме Прискиллы и Акилы [14 ил.], которые, как и он, занимались ремеслом изготовления палаток. Всю неделю он в поте лица добывал хлеб насущный, не пользуясь возможностью жить проповедью Евангелия, чтобы не быть ни на чьем иждивении и не давать противникам поводов для обвинений (см.: 1Кор. 9:12), а в субботние дни говорил в синагоге. Снова встретив сопротивление иудеев, св. Павел обратился к язычникам, и многие коринфяне приняли крещение. За редким исключением, св. Павел не крестил новообращенных сам, ибо его делом было закладывать основания проповедью Благой Вести (см.: 1Кор. 3:11). Он оставлял ученикам строить храм Божий в душах верующих и создавать церковные общины. Впоследствии он написал к коринфским христианам два послания, дошедшие до нас, а возможно, и несколько других. Он укорял их за сеявший раздоры дух соперничества, осуждал обычаи, не соответствовавшие евангельскому образу жизни, и говорил, что всё должно быть благопристойно и чинно (1Кор 14:40). Для их общего утверждения в едином Теле он учил их стремиться к духовным дарам, высший из которых – любовь. Желая продолжать проповедь, св. Павел пробыл в этом городе полтора года. Отсюда он написал первое Послание, адресованное солунянам, которые спрашивали его о том, что будет с умершими во время славного Второго Пришествия Христа. Иудеи не прекращали интриги и предали апостола на суд проконсулу Ахайи Галлиону, но тот отказался разбираться в споре, касавшемся иудейского Закона, и отослал св. Павла. Апостол простился с коринфскими братьями и отплыл в Антиохию. По пути он остановился в Ефесе и сказал краткую проповедь в синагоге. Он пообещал тем, кто слушал его с интересом, скоро вернуться, и покинул город. Проведя некоторое время в Антиохии, св. Павел отправился в третье путешествие (53–58). Он прошел Галатию и Фригию, укрепляя веру учеников. Затем апостол вернулся в Ефес, чтобы довершить начатое. Здесь он нашел около дюжины христиан, обращенных Аполлосом, но получивших только Иоанново крещение. Тогда св. Павел крестил их и возложил на них руки – и они стали пророчествовать, исполнившись Святого Духа. В течение трех лет св. Павел говорил в Ефесе о Царствии Божием. Поскольку в синагоге апостол вновь столкнулся с сопротивлением иудеев, он стал наставлять учеников в нанятом доме. Так Благая Весть распространилась по всей Асии. Кроме того, будучи далеко, апостол укреплял христиан из Коринфа и Галатии посредством своих посланий (по некоторым сведениям, тогда же он написал и Послание к Филиппийцам, которое другие относят к числу посланий, написанных в заключении). Господь совершил через св. Павла множество чудес, так что было достаточно возложить на больных платок или ткань, прикасавшуюся к телу апостола, чтобы они исцелились. Такой успех вызвал беспокойство серебряных дел мастеров, зарабатывавших изготовлением даров для поклонения богине Артемиде. Они подняли мятеж и создали большое возмущение в городе, так что толпа повлекла спутников св. Павла в театр. Из страха перед римскими властями жители прекратили волнения. Тогда св. Павел решил отправиться в Македонию. Он переходил из города в город, везде наставляя верующих, и так пришел в Коринф, где провел зиму (57–58). Здесь он исправил те заблуждения коринфян, на которые уже указывал им в Послании, и там же написал большое Послание к Римлянам, в котором обстоятельно излагал учение о Спасении как даре, ниспосылаемом Божественной благодатью посредством веры в Исуса Христа. В день Пятидесятницы св. Павел решил идти в Иерусалим, чтобы собственноручно передать иерусалимским христианам собранные для них деньги. Иудеи снова составили заговор против него, и он хотел отплыть в Сирию. Но Дух велел ему вернуться через Македонию. Апостол прибыл в Троаду и там после Евхаристии всю ночь наставлял братьев. В это время один юноша, по имени Евтих, заснул, сидя на окне, и упал с третьего этажа. Его подняли мертвым, но св. Павел воскресил его. Затем апостол пешком пошел в Асе и в Миры, откуда поплыл в Милет. Здесь к нему пришли пресвитеры ефесской общины. Он рассказал им, что Святой Дух предвозвестил ему о том, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби, и добавил: Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией (Деян. 20:24). Затем он напомнил им о трудах, понесенных им ради создания их Церкви, и просил жертвовать собой для укрепления верующих. Они вместе совершили коленопреклоненную молитву, и ефесцы с рыданиями бросились на шею Павлу, прощаясь с ним. Апостол посетил Кос, Родос и Патары, затем задержался в Тире, чтобы и здесь наставлять верующих, и пошел пешком через Птолемаиду в Кесарию Палестинскую, где был принят в доме св. Филиппа диакона [11 окт.]. Невзирая на предупреждения пророка Агава, он добровольно пошел дальше к Иерусалиму, сказав спутникам, что готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. В Святом Городе братья с радостью встретили св. Павла. Пресвитеры собрались в доме апостола Иакова. Св. Павел подробно рассказал им обо всём, что сотворил у язычников, и передал деньги, собранные новыми общинами в помощь иерусалимским беднякам. Св. Павла предостерегли, что иудеи не преминут обвинить его в несоблюдении Закона. Тогда он присоединился к нескольким людям, которые собирались принести в Храм жертву по обету. Когда оканчивались семь дней очищения, асийские иудеи, увидев св. Павла в Храме, стали возмущать толпу и схватили его, обвиняя в том, что он повсюду учит народ против Храма и предписаний иудейского Закона. Апостола вывели из Храма и хотели убить, но тут вмешались воины, взяли его и донесли до лестницы, ведущей к крепости Антония. Св. Павел обратился к народу по-арамейски, добился тишины и рассказал о своем обращении. Но едва он упомянул о том, что был послан к язычникам, толпа стала кричать: Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить (Деян. 22:22). Тысяченачальник приказал подвергнуть его бичеванию, но когда апостол сказал, что он – римский гражданин, его не стали пытать. На следующий день его привели к синедриону, и св. Павел сказал, что был заключен в тюрьму за веру в воскресение. Эти слова вызвали распрю между саддукеями и фарисеями, которые не были согласны между собой именно по этому вопросу. Тогда апостола отвели обратно в крепость. На следующую ночь ему явился Господь и сказал: Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23:11). Тысяченачальник же, узнав, что иудеи согласились убить Павла, перевел его под конвоем в Кесарию, бывшую резиденцией прокуратора Феликса. Вскоре туда пришел первосвященник и несколько старейшин свидетельствовать против Павла, но апостол показал, что не сделал ничего предосудительного ни в отношении римских законов, ни в отношении Закона иудейского. Феликс отложил разбирательство до прихода тысяченачальника Лисия, а сам тем временем пришел вместе с женой слушать слова узника о Господе Иисусе. Но когда апостол заговорил о воздержании и о будущем Суде, Феликс испугался и отослал его. Св. Павел провел в кесарийской тюрьме два года, пока преемник Феликса, Порций Фест, не отослал его на суд в Иерусалим (60). Тогда Павел, как римский гражданин, потребовал кесарева суда. Он предстал перед царем Агриппой, прибывшим из Кесарии приветствовать Феста. Агриппа выслушал его оправдание и сказал, что можно было бы освободить этого человека, если бы он не требовал суда у кесаря. Тогда св. Павла и его спутников вместе с конвоем посадили на корабль, и они поплыли сначала в Миры Ликийские, где пересели на корабль, отправлявшийся в Италию. С большим трудом они добрались до южной оконечности Крита, но не хотели зимовать там и, невзирая на предостережения святого, снова отправились в путь. Вскоре корабль попал в сильную бурю. Спутники Павла потеряли всякую надежду на спасение. Но апостол рассказал им о явлении Ангела, возвестившего, что Господь дарует жизнь ему и всем плывущим с ним, ибо он должен прибыть в Рим. Через четырнадцать дней корабль сел на мель у Мальты, где потерпевшие крушение могли перезимовать. Через три месяца они продолжили плавание и, пройдя через Сиракузы и Регий, пристали в порту Путеолы (Пуццуоли), а оттуда пешком пришли в Рим по Аппиевой дороге. Братья, извещенные о прибытии св. Павла, вышли навстречу знаменитому узнику. В столице апостолу было позволено жить на льготном положении, в отдельном помещении, где он мог свободно принимать посетителей. Во время двухлетнего пребывания в Риме (61–63) он написал Послания к Колоссянам, Филиппийцам и Ефесянам. В них апостол говорит о всей глубине таинства Христа, бывшего от века сокровенным в Господе и явившегося по исполнении времен. Тот, в Котором полнота Божества обитает телесно, явился для того, чтобы в Нем вся тварь на земле и на Небесах примирилась посредством Креста и чтобы люди через Него стали сынами Божиими по действию благодати Святого Духа (см.: Еф. 1:4–12). Св. Павел неустанно увещевал Церкви совершать все в порядке и в любви. Он призывал учеников облечься в нового человека (Еф. 4:24), чтобы, возрастая в евангельской любви и истине к Тому, Кто есть Глава Церкви, они исполнили полноту Тела Христова. Императорский суд над св. Павлом постановил освободить его за отсутствием вины. Апостол был освобожден и, вероятно, отправился в Испанию, как давно того хотел (см.: Рим. 15:24) (Деяния апостолов прерываются на заключении св. Павла в Риме.) Возможно, после этого он совершил еще одно путешествие на Восток, посетив Крит, Малую Азию, Троаду и Македонию, о чем свидетельствуют Послания к Тимофею и к Титу. Затем апостол снова был арестован (67) при неизвестных обстоятельствах и препровожден в Рим. Вместе с ним был только св. Лука. Теперь св. Павла содержали в гораздо более тяжелых условиях, чем в первый раз. Из своей мрачной, холодной и сырой темницы он писал: Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь... (2Тим. 4:6–8). После того как св. Павел был как римский гражданин подвергнут суду, его приговорили к смерти. Неподалеку от города, на Остийской дороге, святому апостолу Павлу отрубили голову. По преданию, она, упав, трижды ударилась о землю, и из этих мест забили три источника. Главы святых апостолов Петра и Павла хранятся в Латеранской базилике Св. Иоанна. Часть мощей апостола Павла находится под престолом базилики Св. Павла «фуори ле мура» («вне стен»), а другая, вместе с мощами св. Петра, – под престолом собора Св. Петра в Ватикане. Праздник, о котором здесь идет речь, был установлен в IV в. в честь перенесения мощей первоверховных апостолов в катакомбы Святого Севастиана на Аппиевой дороге. Мощи были перенесены во время гонений при Валериане (258) из-за опасности осквернения. Когда гонения утихли, папа Сильвестр возвратил их на прежние места. Празднование было также установлено в Константинополе в 519 г. Молитвами святых Твоих, Господи Исусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author