petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Память святых славных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский

Память святых славных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. (Слева: святой апостол Петр. Монастырь Осиос Лукас. XI в. Изначально в Палестине их память праздновалась 28 декабря (свв. Иакова и Иоанна поминали 30 декабря, а свв. Петра и Иоанна – 31 декабря). Затем было введено празднование в этот день сначала в Риме, потом в Константинополе (519)) Святой апостол Петр, вначале носивший имя Симон, родился в Вифсаиде, на северном берегу Геннисаретского озера. Он был сыном Ионы из колена Неффалимова. Петр был женат (По некоторым сведениям, его жена была дочерью Аристовула, брата апостола Варнавы. В некоторых рукописях под 31 мая поминается св. Петронилла, дочь св. Петра. Однако на самом деле это – римская дева и мученица, жившая в I в.) и жил в Капернауме, занимаясь скромным ремеслом рыбака вместе с братом Андреем, который был учеником св. Иоанна Крестителя [30 н.]. Когда Господь начал служение среди людей, св. Иоанн Предтеча указал Андрею и Иоанну, сыну Зеведееву, на Того, Которого он назвал Агнцем Божиим. Андрей пришел к брату и сказал: Мы нашли Мессию (Ин. 1:41). На следующий день он привел Симона к Иисусу, и Господь, посмотрев на него, сказал: Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (по-греч. «Петр») (Ин. 1:42). Изменение имени означало для него изменение жизни. С тех пор пошел за Иисусом и сопровождал его повсюду в Галилее, возвещая Благую Весть о Царстве Небесном, исцеляя любые болезни и при этом продолжая рыбачить. После того как Иисус проповедовал в синагоге в Капернауме, Петр пригласил Его в свой дом. Теща апостола страдала от сильного жара и была прикована к постели, но Иисус исцелил ее – она тотчас поднялась и стала служить им.
Однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать множеству людей, теснивших его на берегу. Окончив проповедь, Он велел ученику отплыть подальше и забросить сети. Апостолы повиновались, хотя всю прошлую ночь трудились напрасно и рыбы не было. На этот раз их улов был так велик, что сети стали рваться. Восхищаясь этим знамением могущества Иисуса, Петр пал Ему в ноги и воскликнул: Выйди от меня. Господи, потому что я человек грешный! (Лк. 5:8). Но Иисус поднял его и сказал: Не бойся, отныне будешь ловить человеков (Лк. 5:10). Тогда Петр оставил лодку, сети и семью и последовал за Исусом. Его любовь была столь пламенной, что он стал главой двенадцати апостолов, избранных Господом. Он был для них не как господин, обладающий властью принуждать,– ибо как это было бы возможно, если Господь запретил апостолам посягать на власть друг над другом (см.: Мф 20:27; 23:20),– но скорее как выразитель мнения апостолов и любимый собеседник Учителя. Именно за усердие и пламенную любовь Господь сделал Петра, Иоанна и Иакова свидетелями самых поразительных проявлений Своей Божественной природы: во время воскрешения дочери Иаира, начальника синагоги (см.: Мф. 5:37), и особенно во время Своего Преображения на горе Фавор [6 авг.]. Именно потому, что они были любимыми учениками Господа, другие апостолы называют их столпами Церкви (см.: Гал. 2:9). После чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, Господь велел ученикам войти в лодку и плыть вперед, а Он тем временем отпустит народ. Ночью, когда ветер и волны стали бросать лодку из стороны в сторону, Иисус пришел к ним, ступая по водам. Испуганные ученики приняли Его за призрак, но Петр, побуждаемый верой, сошел с лодки и пошел по воде навстречу Христу, повинуясь Его словам. Внезапно им овладел страх, он стал тонуть и воскликнул: Господи! спаси меня (Мф. 14:30). Тогда Иисус протянул ему руку, вытащил ученика и сказал: Маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14:31). И когда они снова оказались в лодке, ветер утих. Таков был Петр до тех пор, пока Святой Дух не запечатлел его веру совершенством обоживающей благодати: пылкий, импульсивный человек, исполненный безоглядной любви к Спасителю, которая побуждала его превосходить границы человеческой природы, но подверженный и слабостям, и несовершенствам. Позже Господь сказал ученикам, что Он есть хлеб живой, сшедший с небес (Ин. 6:51), и что тот, кто не будет есть Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, не будет иметь жизни вечной (см.: Ин. 6:51). Для многих учеников эти слова были слишком тяжелы, и они оставили Его. Тогда Господь обратился к двенадцати и спросил, не хотят ли и они уйти. Петр тотчас ответил: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6:68).  В другой раз, придя в Кесарию Филиппову, Господь стал спрашивать учеников, что думают люди о Сыне Человеческом, а затем вопросил их: А вы за кого почитаете Меня? Петр раньше других воскликнул: ТыХристос, Сын Бога Живого (Мф. 16:15–16). Господь воздал хвалу этому исповеданию веры в Его Божество, говоря, что оно было дано ему Отцом, и добавил: ТыПетр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:18–19) (Это известное обетование Христа стало основным доводом апологетов католицизма, которые оправдывают им претензии Римского папы на юрисдикцию над всем миром и над остальными епископами. Однако согласно святым отцам, как греческим, так и латинским, здесь идет речь не столько о личности св. Петра, сколько о «камне» его исповедания веры в Божество Христа, на котором Господь обещал воздвигнуть Свою Церковь. И всем, кто исповедует Его так же, как Петр, Он обещает дать ключи Царства Небесного, в особенности епископам, которые все восседают на «престоле Петра» (как говорит св. Киприан Карфагенский), ибо все Поместные Церкви обладают той же полнотой благодати (соборностью). В действительности никто никогда не помышлял подвергать сомнению первенство Римского епископа, признаваемое всей Древней Церковью, и не столько по причине того, что это апостольский престол – поскольку св. Петр основал и многие другие Церкви, например Антиохийскую,– сколько благодаря славе Рима как столицы империи (Халкидонский Собор, правило 28). Т.о., это первенство не имеет никакого отношения к юрисдикции над всем миром, но состоит только в «первенстве в любви», признаваемом ради должного порядка в церковных делах. Такое понимание первенства сохраняется в Православной Церкви.) Этот случай показал, что любовь Петра к Господу дает ему знание Истины. Сразу после этого Иисус начал говорить ученикам о предстоящих Ему Страстях и Воскресении. Тогда Петр вновь поддался человеческой слабости и стал упрекать Христа, говоря: Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:22–23). Также во время Тайной Вечери, когда Господь омыл ноги ученикам, Петр сначала стал энергично возражать. Иисус кротко сказал: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13:8). По окончании Вечери Господь возвестил самыми ясными словами о том, что Он будет предан смерти, чтобы затем воскреснуть, и предрек, что ученики оставят Его. Петр, снова побуждаемый своей горячностью, воскликнул, самоуверенно превозносясь над остальными: Если и все соблазнятся, но не я. Иисус отвечал спокойно и грустно: Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мк. 14:29–30). Петр последовал за Христом в Гефсиманский сад вместе с Иоанном и Иаковом. Те, которые удостоились стать свидетелями света Славы Господа на горе Фавор, теперь видели Его тоску, крайнее проявление Его человеческой природы. Уступая собственной человеческой слабости, апостолы заснули в то время, когда Учитель молился с кровавыми слезами. Но когда пришли слуги первосвященника и взяли Иисуса, Петр выхватил меч и отсек правое ухо Малху. Иисус одернул Петра и приказал убрать меч в ножны, напоминая, что Он должен быть предан на распятие, дабы исполнилось Писание. После этого порыва Петр, как и другие ученики, оставил Господа и шел за ним в отдалении до дома первосвященника. Он сумел проникнуть во двор, и там его узнала одна из служанок, говоря: И ты был с Иисусом Назарянином (Мк. 14:67). Слова женщины испугали Петра, и тот, кто клялся, что добровольно примет смерть за Господа, отрекся от Него. Когда Петра спросили в третий раз, он клялся и божился, говоря: Не знаю Человека сего (Мк. 14:71). И тотчас запел петух. Тогда Петр вспомнил слова Иисуса и горько плакал о своем отступничестве. Наутро третьего дня после Страстей св. Мария Магдалина и другие святые жены пришли ко гробу, обрели его пустым и увидели сияющего Ангела, который возвестил им о Воскресении Господа. Тогда они пошли и рассказали об этом Петру и Иоанну. Два апостола побежали ко гробу. Возлюбленный ученик Христов опередил Петра, но дал ему первым войти во гроб, где они увидели только снятые пелены. Видимо, в тот же день Воскресший Господь явился Петру (см.: Лк. 24:34; 1Кор. 15:5). Через некоторое время, когда апостолы вернулись к своим занятиям и целую ночь безуспешно забрасывали сети на Тивериадском озере, кто-то окликнул их с берега и велел забросить сети еще раз. Они поймали сто пятьдесят три крупные рыбы и с трудом смогли втащить улов в лодку. Тогда Иоанн сказал Петру: Это Господъ! (Ин. 21:7) Тотчас же оставив сеть, Петр схватил одежду и бросился в воду, чтобы быстрее достичь берега вплавь и пасть в ноги Иисусу. Христос разделил с ними трапезу и показал, что действительно воскрес во плоти. Затем Он трижды вопросил Петра: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21:15). Петр, исправив свое троекратное отречение троекратным исповеданием любви, Божественной силой покаяния вновь был сделан главой сонма апостолов, и Господь удостоил его стать пастырем Своей Церкви. После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Петр стал главой общины, состоявшей примерно из ста двадцати человек. Они собрались в горнице и молились в ожидании сошествия Святого Духа. Петр предложил по жребию избрать апостола вместо предателя Иуды, и тогда одним из двенадцати был избран Матфий. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, и они исполнились совершенного знания великого таинства спасения. С тех пор они получили дар свидетельства о Господе перед народами, распространяя весть о Божественных чудесах на разных языках. Петр, как и ранее превосходивший других в усердии, стал говорить перед собравшимися во множестве иудеями и возвестил, что Иисус, Которого они распяли, воскрес и что отныне, восседая одесную Отца, Христос Бог наш ниспосылает к ним Святого Духа. Более трех тысяч человек, объятые сокрушением, покаялись и приняли крещение в тот же день. Община стала быстро расти. Тем не менее апостолы продолжали ходить в Храм и возносить положенные по иудейскому Закону молитвы. Однажды, когда Петр и Иоанн пришли в Храм помолиться, один хромой от рождения попросил у них милостыни. Петр посмотрел на него и сказал: Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3:6). Исцеленный нищий поднялся. Тогда собралась большая толпа, и Петр снова возвестил народу в еще более ясных словах, что это чудо совершилось силой Иисуса Христа – Спасителя, предвозвещенного пророками, и что Он воскрес из мертвых ради спасения людей, прежде всего их, иудеев. Многие из слышавших Петра уверовали, и община возросла уже до пяти тысяч. Но стражи Храма схватили апостолов и заключили в темницу. На следующий день они предстали перед первосвященником и синедрионом. Петр, исполнившись Духа Святого, сказал, что совершенное им было сотворено именем Иисуса Христа, Которого они распяли и Который воскрес, и что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 3:12). Видя веру апостолов, судьи отпустили их, запретив проповедовать имя Иисусово. Но Петр отвечал: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:20) – и продолжал с дерзновением проповедовать Благую Весть, заботиться о христианах и трудиться над созиданием общины. Некий Анания и его жена Сапфира принесли апостолам деньги от продажи поля, но часть утаили и солгали. Петр сурово обличил их, после чего Анания умер, а чуть позже умерла и его жена. Апостолы продолжали проповедовать в Храме и творить множество знамений и чудес. Поэтому их снова заключили в темницу, но ночью явился Ангел и вывел их оттуда. Стражники вновь нашли апостолов в Храме и привели к первосвященнику. Тот напомнил им о запрете. Петр ответил: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Он сказал, что они были свидетелями того, как Иисус Христос воскрес, чтобы даровать покаяние и отпущение грехов. Апостолов били, а затем отпустили, и они несмотря ни на что продолжали каждый день проповедовать. После этого Петр пошел в Самарию, чтобы там укреплять новокрещеных. Некий волхв по имени Симон пришел к нему и хотел за деньги получить от него власть Святого Духа. Но Петр сказал ему: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян. 8:20). Затем апостол пошел в Лидду и исцелил расслабленного по имени Эней, а в Иоппии воскресил Тавифу. Когда он гостил там несколько дней в доме Симона кожевника, ему трижды было видение. В нем Господь повелевал употреблять в пищу всяких животных, не делая предписанного Законом различия между чистыми и нечистыми. Вскоре явились вестники из Кесарии и сказали, что Ангел велел римскому сотнику Корнилию отправить их за Петром. Придя в Кесарию, Петр стал говорить об Иисусе в доме Корнилия, и Святой Дух сошел на слушавших его язычников так же, как в день Пятидесятницы. К изумлению верующих из обрезанных, Петр повелел крестить язычников, говоря: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? (Деян. 10:47). По возвращении в Иерусалим верующие из иудеев стали упрекать его, и Петр должен был рассказать о своем видении, чтобы убедить в том, что и людей из язычников должно принимать в Церковь. Когда царь Ирод Агриппа убил св. Иакова, брата Иоанна (см.: Деян. 12:1–3), он приказал также взять и Петра. Его посадили в темницу и заковали в цепи. Петр должен был предстать перед судом, но накануне ночью, когда он спал, явился Ангел Господень и наполнил темницу сиянием. Он прикоснулся к Петру – и цепи упали с его рук [16 ян.]. Следуя велению Ангела, Петр оделся, вышел из дверей, которые открылись сами собой, и пришел в дом матери Марка, где собрались верующие и молились. Затем он направился в Кесарию и продолжал проповедь в Иудее и в самых отдаленных странах. В Первом послании апостол Петр обращается к христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, поэтому можно предполагать, что он проповедовал в этих областях. Согласно другой версии (Перечень городов, в которых проповедовал св. Петр, сохранившийся в агиографических текстах, происходит из апокрифических источников, в первую очередь из «Гомилий», приписываемых св. Клименту Римскому. Излагаемое в них учение было отвергнуто, но, возможно, в них действительно сохранились какие-то воспоминания о тех местах, где проповедовал апостол или его ученики), из Кесарии он отправился в Сидон, Верит и другие города Финикии, затем пробыл некоторое время на о. Антарадос и проповедовал во многих городах, дойдя до Лаодикии. В Антиохии Сирийской Петр столкнулся с Симоном Волхвом, который многих людей вводил в заблуждение сатанинскими уловками. Святых Маркиана и Панкратия [9 ил.] апостол отправил проповедовать на Сицилию. Сам он после этого был в Тиане Каппадокийской и в Анкире Галатийской, где воскресил мертвого. Затем он направился в Понт и в Синопе простился со своим братом Андреем. После этого Петр проповедовал в Амасии, в пафлагонском гор. Гангры, в Клавдиополе в провинции Гонориада.


Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author