petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

О святых апостолах Петре и Павле

Автор: архимандрит Рафаил Карелин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Братия и сестры! Сегодня Православная Церковь прославляет святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Как Небесное воинство возглавляют два Архангела — Михаил и Гавриил, называемые его вождями и Архистратигами, так и в светлом лике учеников Христовых особой благодатью, силой и славой сияют два апостола — Петр и Павел, два великих светила Церкви, две реки, наполняющие благодатью христианский мир, два луча, просветившие Вселенную. Святой апостол Петр, один из первых, кто последовал за Спасителем, сопутствовал Сыну Божию в последние годы Его земной жизни, принял евангельское учение из уст Самого Мессии, был очевидцем Его дивных чудес. После вознесения Христова на небо апостол проповедовал Евангелие в Самарии, в Иудее и в Сирии. Он основал Церковь в Антиохии и был её первым епископом, а последние годы проповедовал и руководил христианской общиной в Риме, столице огромной империи. Во время жестокого гонения императора Нерона апостол Петр был казнён мучительной смертью: его пригвоздили ко кресту вниз головой, и так он предал душу свою Богу. От апостола Петра, как драгоценное наследие, остались два его послания. В Первом послании он увещевает христиан претерпевать все скорби и гонения благодушно, с надеждой на вечную жизнь. В нем апостол раскрывает обязанности священников по отношению к пастве, народа — к его пастырям. Он говорит о высокой нравственной чистоте христианской семьи, особенно — о роли в ней женщины, убеждая христианок не подражать язычницам в противном духу Евангелия стремлении к роскоши. Апостол порицает эту фальшивую и ложную красоту, которая одних обольщает, у других — вызывает чувство зависти, а главное, — переполняет сердце человека гордыней и соделывает его чуждым любви Христовой. Он убеждает: женщина должна украшаться кротостью и красотой молчаливого духа. Апостол призывает не воздавать злом за зло, ругательством за ругательство, призывает на проклятие отвечать благословением, потому что христиане имеют обетованием благословенное Небесное Царствие.


Во Втором послании апостол Петр пишет о будущем Церкви и мiра. Он предупреждает, что в последние дни умножатся лжеучители, которые станут обольщать христиан изысканной, красноречивой, но пустой и ложной речью. Он говорит также о том, что лжеучители эти будут лукавы, сребролюбивы, станут потакать человеческим страстям и похотям, чтобы привлечь людей к себе, будут горды, своевольны и злословны. Они не устрашатся порицать высокие власти и злословить то, чего не понимают и не ведают. Христиане же, напоминает апостол, ожидают не иного чего, но преображения мiра: новой Земли и нового неба. Другой из первоверховных апостолов — Павел, прежде — Савл, чудом обращённый ко Христу, превратившийся по мановению Божию из гонителя в ревностнейшего из апостолов. В одном из своих посланий он свидетельствует сам о себе: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,  обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (ср.: Флп. 3, 4–5, 7). Что значит колена Вениаминова? Во время разделения Израильского царства, при сыне Соломона Ровоаме, лишь два колена — Иудино и Вениаминово — остались верными храму Божию, сплотились около него, поэтому впоследствии потомки их пользовались у иудеев особым почтением. Кроме того, и сам Вениамин, младший сын Иакова, был особенно любим своим отцом и удостоился великих благословений. Апостол Павел говорит о том, что он презрел всё мiрское и хочет знать лишь одного Христа, и притом распятого (см.: 1 Кор. 2, 2). Все земные привилегии, отличия, превосходства перед величием Христа для него как ничтожный мусор, пыль и пепел. Он потрудился больше всех апостолов, проповедовал на пространстве от Аравии до Испании, созидая повсюду Церкви Христовы. Он не видел Спасителя во плоти, но, после того как принял крещение, на три года удалился в Аравийскую пустыню, и там Господь Сам являлся ему и учил Евангелию, как прежде — Своих учеников. Поэтому апостол Павел и говорит, что он научен не людьми, а Самим Богом. Апостол окончил свою жизнь мученически в то же гонение, что и апостол Петр. Только Павла, как римского гражданина, не могли подвергнуть позорной казни, а приговорили к усечению мечом. Оба апостола имеют одну славу, одно величие, одни дарования, одно духовное прозрение, они стоят рядом у Престола Божия. На некоторых иконах апостол Петр изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнажённым мечом. Ключи — знак власти прощать и разрешать грехи, то есть — символически — открывать двери в Царствие Небесное. Это великий дар Господа людям. Но и кроме того, совершая Таинства и богослужения, низводя на верующих благодать Божию, церковные иерархи и священники — преемники апостолов — как бы разрешают, освобождают душу человеческую от железных оков греха, превращают христиан из сынов тьмы в сынов света. Да! Ключи в руке апостола Петра — прежде всего символ отпущения грехов, право на которое дал Господь Своим ученикам, а через них — всем священникам. И потому каждый священник как бы невидимо держит в своих руках ключ от Царствия Небесного. Это великое утешение! До самой смерти перед нами открыта возможность спасения. Один святой изрёк такую мысль: Господь может отвергнуть все мольбы, но одну не отвергнет никогда — о спасении и вечной жизни. Но Церковь учит нас не о внешне-механическом отпущении грехов и освящении. На исповеди вы получаете прощение, с вас спадают тяжкие узы грехов, только когда вы каетесь искренно! Ведь некоторые — увы! — подходя к исповеди, стоят с каким-то окаменелым сердцем. Они порой думают: «Может быть, мы грешные, а может, и нет, сами не знаем». Каждая исповедь требует самоанализа и самоуглубления, то есть познания себя, требует от человека огненной решимости начать новую жизнь. Если же у человека вовсе нет решимости бороться с пороком и по получении прощения, то эта исповедь не действительна. Три условия необходимы для искреннего покаяния: скорбь о грехах своих, чистосердечный рассказ о них и решимость в будущем бороться с ними, бороться до смерти. Если же этого нет, то хотя бы священник сказал: «Прощаю и разрешаю!» — невидимо присутствующий Господь-сердцеведец может сказать: «А Я не прощаю и не разрешаю!» Что мешает нашему покаянию? Во-первых, духовная гордыня, ибо человек гордый склонен обвинять весь мiр, только не самого себя. В гордом сердце нет места покаянию, там гнездится самооправдание, тайное самолюбование. Во-вторых, отчаяние, отсутствие надежды на милосердие Божие. Иуда вон тоже вроде бы покаялся… Он пришел в синедрион, бросил деньги к ногам священников со словами: «Пролил я кровь неповинную!» Но он не имел в сердце надежды на милосердие, на всепрощение Божие и потому его «покаяние» было мёртвым. Есть и другая крайность — обращение надежды на милость Божию во зло, когда мы как бы успокаиваем самих себя: «Раз Бог милосерд, значит, мы спокойно можем грешить и всё равно будем прощены». Это — смертный грех и хула на Святаго Духа. В Царствие Божие не внидет ничто нечистое. И тем более страшна и гибельна — любовь ко греху. Грех прощается лишь тогда, когда мы отвергаем его. Святитель Василий Великий вопрошает: «Что свидетельствует о том, что наш грех прощён?» И приводит слова псалмопевца: грех возненавидех и омерзе ми (Пс. 118, 163). Если в нашем сердце будет омерзение к пороку, — это верный признак того, что грех прощён, изглажен, но любовь ко греху, к беззаконию — это уж точно сатанинское состояние. Грех соделывает человека мёртвым. Грешник — это живой мертвец, душа его — труп, а тело — гроб. Поэтому самое великое зло на свете — нераскаянный грех. Апостол Павел изображается с обнаженным мечом в руках. Меч — это слово Божие (см.: Еф. 6, 17), проникающее до самой глубины человеческого сердца. Это — проповедь апостолов, евангельское учение — зеркало нашей души и жизни. Меч — оружие воина, словом своим апостол Павел отвоевал у тёмных духов, как добычу на войне, души грешных людей и обратил их ко Христу. Многие древние христиане знали Евангелие наизусть, они носили это великое сокровище в своем сердце. И мы должны стараться выучивать в день хотя бы несколько слов из Священного Писания. Когда мы читаем Евангелие, мы должны представлять, что оно обращено непосредственно к нам, что это — слово Живого Бога, беседующего с нами. Что заповедь евангельская — повеление Божие, которое мы должны исполнять, иначе мы внутренне отрекаемся от Христа. Один юноша, как повествует церковное Предание, очень любил читать Послания апостола Павла и всегда держал их при себе. Однажды он плыл на корабле, и разразилась страшная буря, казалось, надежды на спасение уже нет. И вдруг на корме юноша увидел благолепного старца. Юноша обратился к нему с вопросом: «Кто ты?» — ибо прежде не видел его на корабле. «Я — апостол Павел! Ты всегда имел при себе мои Послания, и потому я всегда был духовно с тобой и ныне спасу тебя». Апостол Павел, будучи Савлом, был жестоким гонителем Церкви, но не по злобе, а по неведению. Затем он стал примером христианской любви и кротости. Он оставил нам четырнадцать Посланий (которые составляют большую часть Нового Завета), к Церквам Азии, Греции и Рима; апостол своей любовью как бы заключает все христианские общины в своем сердце. Братия и сестры! Сегодня праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Они являются для нас примером веры и самоотверженного служения Христу. В их творениях, которые сохранила Церковь, они навеки с нами. Они — наши помощники и заступники, неустанно молящиеся о христианах всего мира. Будем же просить у апостолов, чтобы укрепили они нашу веру, даровали нам духовную мудрость, дабы познать волю Божию и силу, дабы творить её! Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author