petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Исповедание апостола Петра и Камень Церкви

Автор: протоиерей Олег Стеняев

Мы рассмотрим 16-ю главу с 13-го по 20-й стих; данная тема называется «Исповедание апостола Петра и Камень Церкви». Иными словами, мы будем пытаться выяснить, на чем зиждется Церковь: на иерархии (священстве) или на вере в Исуса Христа как Сына Божия? То есть на Самой Личности Сына Божия. Этот вопрос достаточно актуален для нашего времени, когда нашей Церкви навязывается католическая модель управления народом Божиим; когда клир (духовенство) в Церкви обладают всей полнотою власти, а народ Божий (миряне) ― никакой. Собственно говоря, происходит подмена общего понятия народа Божия только как клира (священнослужителей и монашествующих); а миряне при этом воспринимаются только как толпа: безгласная и лишенная всякого канонического смысла. Надо сказать, что подобная папистская (латинская) модель в самой католической церкви, признается как устарелая и ненужная, а у нас, напротив, как своевременная и актуальная. Вырвавшись из-под власти уполномоченных по делам религий и старост, русское духовенство быстро влетело в другую крайность, когда в руках клира сконцентрировалась вся власть на приходе и в епархии, касаемая как духовных, так и материальных вопросов. В результате чего священнослужители стали чувствовать и осознавать себя некими миниатюрными «римскими папами» в квадрате. Подобная узурпация власти делает мирян (лаиков) пассивной толпой, не имеющей никаких прав в Церкви Божией, но только одни обязанности; а клирики (духовенство), в отличие от лаиков (мирян), становятся единственными носителями всех прав в Церкви. Подобный перекос возникает в результате неправильного истолкования именно 16-й главы Евангелия от Матфея, когда данный текст истолковывается именно в духе католической (латинской) теологии: когда под Камнем (основанием) Церкви понимается не Личность Христа и вера в Него как Сына Божия, а личность Апостола, или институт иерархии в Церкви. И мы читаем 16-ю главу Евангелия от Матфея 13-й стих: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Исус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф. 16: 13). То, что этот вопрос был задан в Кесарии Филипповой, не является случайностью.


Именно в Кесарии Филипповой сохранялись капища языческого ваала, и из белого мрамора Иродом Великим был построен огромный храм, посвященный римскому императору, «его божественному гению», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, еще больше украсил и обогатил храм, посвященный языческому императору, переменил название Паниас (так раньше называлась эта местность) в Кесарию, то есть «город цезаря», и добавил свое имя ― «Филиппи», что значит Филиппова, в отличие от Кесарии, находящейся на берегу Средиземного моря. То есть, это место, Кесария Филиппова, было осквернено человеческими культами и ложными языческими обрядами. И здесь Христос устанавливает Свой статус в глазах собственных учеников. Но прежде Он задает им вопрос: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Отвечая на этот вопрос, они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16: 14). По истолкованию Златоуста, Христос хочет знать мнение народа (простого народа), потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев, мнению архиереев и священников Иерусалимского Храма. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? ― хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: за кого люди почитают Меня? Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Этот вопрос: «За кого люди почитают Исуса?» – актуален и для наших дней! В наше время, как и во дни земной жизни Исуса Христа, о Нем существовали самые разные и разноречивые мнения. Тогда одни почитали Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию. В наше время о Христе тоже говорят по-разному: кто-то видит в Нем только Человека, почитает Его Пророком (как, например, мусульмане), другие видят в Нем только Бога; а иные даже не верят в Его существование, в то что Он исторически существовал. Один знакомый мне кришнаит сказал, что «Исус Христос великий гуру (учитель)»; от одного бомжа я слышал, что «Христос тоже был бомж». Есть нечто трогательное в том, что все хотят видеть Господа Исуса Христа в своих рядах. Сказано: Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра (Ис. 26: 8‒9); и еще: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41: 2‒3) Человечество обречено на поиск Христа (Мессии) и пресветлого Лика Его! И только Церковь знает Его как Богочеловека и халкидонски исповедует в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в единой Ипостаси. Догмат 630-ти святых отцов IV-го Вселенского Собора, Халкидонского, ― О двух естествах во едином Лице Господа нашего Исуса Христа, ― учит: «Последующе Божественным отцам, все единогласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Исуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству, и единосущного тогожде нам по человечеству; по всему нам подобного, кроме греха, рожденного прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству, единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого… не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, и Единородного Бога Слова…» Итак, во Христе мы исповедуем именно Богочеловека, в котором Божественное и человеческое естество «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». То есть Божественное и тварное (человеческое) не сливаются (неслитно), так как Бог, хотя и Вездесущ, но нигде не соединен с материей, не становится ее частью, ибо в Нем, в Боге, нет никакой телесности. Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4: 24). И хотя во Христе Божественное и человеческое естество «неизменно, нераздельно, неразлучно», оно и не «неслитно». И в день Торжества Православия, когда мы совершаем чин анафемы, Церковь возглашает: «Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема». То есть никаких аспектов телесности или многосоставности в Боге НЕТ! Нет и эманации Божественного в материальное, ибо дистанция между Богом и любой частью Его творения всегда будет сохраняться, подобно тому как сохраняется дистанция между горшечником и горшком. Сказано: Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? (Ис. 29: 16); и еще: Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис. 45: 9). Но при всем при этом Творец мира не отстранен от Своего творения, Он деятельно принимает участия в нем. И более того, как мы часто об этом говорим, если бы Бог прекратил диалог с любой частью Своего творения, то оно прекратило бы свое существование. Сказано: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17: 28). Общение Бога с Его творением осуществляется Словом Его ― Христом Спасителем. Сказано: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1: 1); и еще: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов (1 Пет. 1: 10‒11) То есть Дух Христов (Божественный Логос-Слово), издревле говоривший в человеках, и есть «всеянное» Слово Божие во все творение. Святой Иустин Философ учил, что и сама возможность говорить проистекает от Логоса-Слова, «всеянного во всех человеков». Вера во Христа (Мессию) и есть вера в то, что Творец не прекращал и не прекращает Своего диалога со всем творением Своим, собеседует с ним, открывая Свою святую волю. Не верующие в Сына Божия ― Его (Бога Отца) Божественное Слово ― представляют Бога Творца как бы безгласным, немым. Однако мир творится Словом Божиим, Божественными речениями. Сказано о Логосе-Слове (Христе): Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, ― все Им и для Него создано (Кол. 1: 15‒16). То есть Сын Божий есть смысл существования мира, его высшая цель и назначение. Вникая в слово Божие (Библию), мы и постигаем волю Бога, познаем Его планы и намерения. Именно поэтому Сын Божий в Ветхом Завете и называется Ангел лица Его (то есть Божия) (Ис. 63: 9). И еще сказано: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1: 18). Взаимоотношения между Богом и Его Словом-Логосом настолько близки, что нельзя в человеческом языке найти никакого адекватного понятия, более близкого, чем слова: «Отец» и «Сын», передающие в понимаемых нами категориях-определениях суть этих взаимоотношений. Впрочем, святой Иоанн Дамаскин предлагает зеркально противоположное понимание слов «Отец» и «Сын»; он считает, что, напротив, сами эти взаимоотношения между Небесным Отцом и Его Сыном и являются исходными для понимания любого единства и любой близости, всякого отечества. При этом Дамаскин ссылается на текст из Послания к Ефесянам. Здесь сказано: от Которого (то есть от Сына Божия в Его взаимоотношений с Богом Отцом ― О. С.) именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф. 3: 15). Итак, называя Бога «Отцом», мы верим в то, что у Него есть Сын, веря в Сына Божия, мы веруем в возможность усыновления Богу Отцу ― в этом и есть смысл тайны Богочеловечества Исуса Христа, то есть Его (Христа) Церкви. И мы читаем далее: Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16: 15). Здесь вопрос задается уже самим апостолам. Христос хочет знать, как они веруют в Него. И в зависимости от того, что они ответят, будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Исуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его, от Которого именуется всякое отечество, как мы прочитали у апостола Павла. И далее мы читаем: Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты ― Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16). Эти слова меняют весь теологический вектор иудаизма, от коллективного осознания сыновства Богу до индивидуального восхождения каждого, уверовавшего в Исуса Христа, в состояние чада Божия, «сына Бога» по благодати. И здесь уже прекращается иудаизм и полагаются основы новой веры в Бога, Его нового народа, имя которому Христова Церковь. Святитель Кирилл Александрийский так истолковал это исповедание Петрово. Он, пишет: «Петр не сказал: ″Ты ― Христос или Сын Божий″, но сказал: Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один ― Сын Божий по природе. Поэтому он (Петр – О.С.) сказал с артиклем: Христос, Сын Бога. А назвав Его Сыном Бога Живого, он (Петр ― О. С.) показывает, что Он (Христос ― О. С.) есть жизнь, и смерть над Ним не властна. Ведь если Его плоть какое-то время и была немощной, поскольку ей предстояло умереть, она все же воскресла, потому что пребывающее в ней Слово не могло удержаться оковами смерти». Блаженный Феофилакт так истолковал 16-й стих: «Петр по своей горячности предупреждает (то есть опережает ― О. С.) других и справедливо исповедует Его Сыном Божиим… то есть Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего; ибо христами… были многие, как, например, все цари и священники, а Христос… один». По благодати «христами», то есть помазанниками, назывались и цари, и священники. И даже языческий царь Кир называется в Библии «христом», то есть помазанником (см.: Ис. 45: 1). Во Христе все христиане становятся, пройдя чрез Таинства Крещения и Миропомазания, причастными по благодати и священническому, и царственному достоинству. Сказано: Но вы ― род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2: 9‒10). То есть сугубое священство в Церкви возможно только по праву всего христианского народа Божия призывать на сие служение и пользоваться им. Точно так же народ призывает и царей на царство, сообщая им свое священное право быть царственными. Посему не служит священник без народа, и царь не царствует сам от себя. В настоящее время права верных попраны, ибо священнослужители сами себя поставляют и из себя поставляются. И право призывать диаконов, пресвитеров и епископов у народа отнято дерзкой рукой. Чьей? Сейчас и выяснить невозможно… Ибо до революции это право ― поставления и смещения епископов ― принадлежало, начиная с Петра I-го императорам, после революции находилось во власти внешних, а последнее время еще не возвращено народу. И если не остановить папистскую (прокатолическую) реформацию в Церкви, это право к народу Божию так и не вернется. Католическая церковь так и учит, что заслугами апостола Петра, так как он правильно исповедовал Исуса Христа, все его (Петра) преемники, Римские папы, самостоятельно и безраздельно управляют всею Вселенской Церковью. И текст из Евангелия, который мы сегодня изучаем, они считают для себя надежным обоснованием папизма. Но посмотрим далее, так ли это на самом деле? И правы ли в этом вопросе и наши миниатюрные «папы римские», последующие сему латинскому заблуждению. И далее мы читаем: Тогда Исус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах (Мф. 16: 17). Здесь мы явственно видим, что сия тайна, тайна Богочеловечества Сына Божия, была открыта апостолу Петру от Бога Отца, скорее, вопреки его, Петра, плоти и крови. То есть, сказав апостолу Петру, что не плоть и кровь открыли ему сию тайну, Сын Божий указал на Отца Небесного; ибо как сказано: никто не может назвать Исуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12: 3). Далее Сын Божий произносит слова, которые так настойчиво искажаются католиками. Христос говорит: и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Действительно ― Кто КАМЕНЬ Церкви и на ком она созидается? Если на Петре, то на человеке, тогда правы католики и наши паписты, уверовавшие в незыблемые права клира (духовенства). Утверждая, что Камень ― это апостол Петр, человек, паписты восточного и западного обряда повторяют ересь Феодора Мопсуестийского (ок. 350‒428), осужденного посмертно за разные ереси в 553-м году на Константинопольском Соборе. Он и учил, говоря: «Господь исповедал Свое (намерение) на нем (то есть на Петре ― О. С.) создать Церковь». Но на Петре ли создается Церковь Христова? С филологической точки зрения, здесь может быть и игра слов. В греческом языке слово «Петр» ― «Петрос», а слово «камень» ― «петра». Арамейское имя апостола Петра было «Кифа», что в арамейском тоже значило «камень». Когда апостол Петр произнес свое исповедание, Господь Исус Христос сказал ему: ты ― Петр (Петрос), и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою. Значение арамейского имени «Кифа» эквивалентно греческому «Петрос», при этом слово «Петрос» (Петр) ― мужского рода, а греческое слово «петра» (камень) ― женского рода. Что же имел в виду Сын Божий, рифмуя эти схожие по звучанию слова? В Ветхом Завете еврейское слово «сур» ― «камень», «твердыня» ― обнаруживается в следующих контекстах: Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны, сказано о Боге в Книге Второзакония, 32-я глава, 4-й стих; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш (1 Цар. 2: 2); и еще: Господь ― твердыня моя и крепость моя и избавитель мой (2 Цар. 22: 2). Среди известных имен Божиих есть имена «Цур Израель», לארשי רוצ ― Скала и Скала Израиля (Втор. 32: 4; 2 Цар. 23: 3; Ис. 30: 29); «Эбен Израель», לארשי ןנא ― Камень Израиля (Быт. 49: 24) и др. Святой Августин Блаженный пишет: «Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Исуса Христа как Сына Божия». Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Августином, учит: «Петр исповедал Его Сыном Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, ― говорит Он Петру, ― и будет основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры, должен положить в основание это исповедание». Итак, основание Церкви есть вера в Исуса из Назарета как в Сына Божия. Но и более того… Ошибка католиков ― в том, что для них основание Церкви ― это иерархическая должность. Ошибка протестантов ― та, что для них основание Церкви ― доктрина о Христе как о Сыне Божием; Православное учение о КАМНЕ Церкви ― то, что основание Церкви не только вера в Исуса Христа как в Сына Божия, но прежде всего ― Сам Христос, Сама Его Божественная Личность, Которая и есть фундамент и основание Церкви, основание, которое мы евхаристически переживаем. И как я часто напоминаю Вам, природа католической церкви клерикальна (иерархична), природа протестантской церкви доктринальна (догматична), а природа Православной Церкви соборна, потому что евхаристична. Мы все ― и духовенство (клирики), и миряне (лаики) причащаемся от одной Чаши Тела и Крови Сына Божия. И нет у нас соборности без духовенства; и нет у нас соборности без мирян. Именно ко Христу относятся и следующие слова: Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мк. 12: 10). Обычно под «строителями», отвергшими Камень-Христа, понимаются только иудеи. Но иерархически отрицают Христа и латиняне (католики), и последующие им более мелкие паписты; а литургически отвергают Христа протестанты и нео-протестанты, не верующие в силу Крови и Тела Сына Божия; и только православные христиане истинно почитают Христа Главою любого собрания верных и литургически не расстаются с Ним. В свое оправдание католики говорят, что Римский папа управляет церковью как наместник (то есть заменяющий Христа) за Его, Христа, отсутствием. Такой позиции явно не хватает и логики, и здравого смысла, ибо сказано было Сыном Божиим: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28: 20); и еще: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Впрочем, говоря об отсутствии Христа, место Которого занимают Римские папы, католики могут быть и правы: у них Христос отсутствует, но не у нас, ибо мы Им, живем и движемся и существуем (Деян. 17: 28). Протестанты, отвергающие пресуществление Святых Даров, подпадают под еще грозное библейское обвинение. Сказано: а всякий дух, который не исповедует Исуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4: 3) В настоящее время эти слова надо толковать евхаристически: всякий дух, не верующий в то, что Христос сходит телесно на Святые Дары, и есть дух антихриста, то есть дух, отрицающий преложение Святых Даров Тела и Крови Исуса Христа. Так что тем, которые исповедуют папистскую анти-соборность и протестантское теологическое своеволие, стоит задуматься, а имеют ли они право называть себя православными? К таковым применимы слова: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3: 1). Пора всех этих «как бы православных» поставить на их место, а то им то Канон Андрея Критского не нравится, то они проваливаются в харизматическую чертовщину, то начинают нести какой-то папский анти-соборный бред, говоря о том, что все почему-то должны им подчиняться и только их слушаться. Задумаемся… Великая беда, если верующие отделяются от церковной иерархии; имя этой беды ― расколы, ереси и секты. Но еще горшая беда ― когда духовенство отделяется от народа Божия; и сия беда так страшна, что не имеет ни имени, ни названия, кроме того, что выше сказал Сын Божий у границ Кесарии Филипповой своим ученикам: Исус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). «Закваска фарисейская и саддукейская» есть пренебрежительное отношение со стороны духовных учителей к простому верующему народу, их желание господствовать над наследием Божиим, стремление подчинять своей власти, господствовать и руководить. Сын Божий знал, что эта беда застанет верующих в Него. Посему, упреждая Своих учеников, и говорил им: «Берегитесь!..» Но, увы, не убереглись! Уже апостол Петр будет увещевать и предостерегать священнослужителей словами: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5: 2‒3); и еще апостол Иоанн Богослов учит: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (то есть не все наши, и из тех, которые среди нас ― О. С.) (1 Ин. 2: 19). А апостол Павел с ужасом признается: Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20: 29‒31). Итак, КАМЕНЬ Церкви ― Христос! Он ― ее основание и надежный фундамент. Сказано: Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Исуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2: 19‒22). А о самом великом служении человеческом в Церкви, служении апостольском, сам первоверховный апостол Павел скажет: Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор.3:4-7); и еще: Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1: 12‒13). Но вернемся к словам Христовым, Он говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Что могут означать эти слова? Святой Ефрем Сирин учит: «Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана, или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин». Согласно с Ефремом Сирином и Златоуст учит: «А если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слово». О чистоте учения Церкви, основанного, как и Библейский канон, на Предании, свидетельствует сама природа Церкви как Тела Христова, единства всех чад Божиих и духовенства ― хранителей Таинств, и мирян ― хранителей Веры. Апостол Павел писал: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (1 Кор. 6: 15); и еще: И вы ― тело Христово, а порознь члены (1 Кор.12: 27); и еще: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1: 24). Протестанты учат вопреки словам Христа Спасителя, что врата ада не одолеют Церкви, что якобы Церковь была сокрушена окончательно и сохранялась тайно лишь в лице немногих верных. И только во дни Реформации она якобы была возрождена, или «пробуждена». Я бы назвал, подобную позицию летаргической историографией. Как можно представить, что христианский мир, как выражаются протестанты, «уснул» и «проспал» более 1500 лет. Назначение христианского мира в каждом столетии Церковной истории ― проповедь Евангелия Царства Христова. Посылая апостолов на проповедь Евангелия, Господь говорил: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28: 19‒20). Обратите внимание на вторую часть 20-го стиха: Я с вами во все дни до скончания века. Здесь Христос говорит о непрерывности евангельского благовествования: во все дни до скончания века, имея в виду даже не годы, а «дни». О непрерывности существования Церкви в истории свидетельствует пророчество из Книги Даниила: Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2: 34‒35). Что это за «камень», который сокрушает истукана? Что это за «гора», которая наполнит собою всю землю? Камень ― это Христос и Его учение. Сравни: Исус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 42‒43). Этот текст мы уже выше цитировали. Здесь говорится и о Христе, Которого отвергли строители; и о том, что Он Глава Церкви ― тот самый сделался главою угла; и о том, что отнимется… Царство Божие от иудеев и дано будет народу, приносящему плоды его. Здесь говорится и о несокрушимости учения Христова, иными словами, о том, что Библейская истина не «уснет», как странно, мягко говоря, учат протестанты. Господь Исус Христос ясно засвидетельствовал о неразрушимости Церкви и Ее учения, сказав: и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. По смыслу этих слов, Церковь Христова существует непрерывно от дней Пятидесятницы до наших дней и ― в вечность. Об этом сказано у пророка Даниила: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2: 44). Истинная Церковь всегда была и есть: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15). Утверждение истины, а не взаимопротиворечивых мнений! Когда Церковь выносит вероучительное или дисциплинарное решение, Она не говорит гадательно и неопределенно. Напротив, позиция Ее конкретна и выражается со властью. Свидетельствуя о своей вере, апостолы говорили: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян. 5: 32); и еще: Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15: 28). Власть Церкви уникальна и неповторима, распространяется от земли до небес: И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16: 19). Вот почему Христос говорил: скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18: 17). Известно древнее изречение Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Слова Христа: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ― представляются в данном контексте как относящиеся только к апостолу Петру, но это только на первый взгляд. Далее мы находим, что это право ― прощать грехи ― сообщается и прочим апостолам. Сказано: Истинно говорю вам (здесь Христос обращается уже ко многим ― О. С.): что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 18‒20). Таким образом мы устанавливаем что «власть ключей», вопреки мнению католиков, принадлежала каждому из апостолов, и, следовательно, и их преемникам, и в таком виде сохраняется и поныне. Утверждение латинянами того, что, так как апостол Петр основал Римскую кафедру, то все Римские папы, и только они, ― его преемники, также неправомочно, ибо апостол Петр основал не только Римскую, но и Антиохийскую кафедру. Далее мы читаем: Тогда [Исус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Исус Христос (Мф. 16: 20). Истолковывая эти слова, Блаженный Феофилакт пишет: «Христу угодно было до креста скрывать Свою славу». Этим самым Господь научает и нас прежде кончины не выносить ни о ком суждение. Сказано: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, ― каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3: 12‒15) То есть, никого из людей нельзя считать достигшим, и тем более святым и праведным, пока и сама смерть не увенчает его подвиги. Итак, сегодня мы рассмотрели очень важный и сложный текст из Святого Евангелия и постарались дать ему развернутое истолкование. Спаси Вас Христос!
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author