petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие благовестное от Матфея 67 зач., Мф. 16, 13‒19



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование начинается на 26-й минуте второго часа записи (1:25:02).
Пришед же Исус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя, кого Мя глаголют человецы суща, Сына Человеческаго? Апостол Матфей упоминает о построившем город потому, что есть и другая Кесария ‒ Стратона, но не в этой, а в той спрашивает их Господь. Он далеко от иудеев уводит учеников, чтобы, никого не боясь, они смело могли сказать. Прежде же всего спрашивает о мнении народа, чтобы поднять учеников к большему разумению и чтобы не впали они в ту же скудость


понимания, что замечается у многих. И не спрашивает, кем называют Меня фарисеи, но люди. Разумеет искренний народ. Они же реша, ови убо Иоанна Крестителя, инии за Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк. Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому что ожидали, что он придет; третьи ‒ Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей. Глагола им Исус, вы же кого Мя глаголете быти? отвещав же Симон Петр, рече, Ты еси Христос Сын Бога Живаго. И снова Петр, как пылкий, предупреждает и истинно исповедует Его Сыном Божиим. И отвещав Исус рече ему, блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой Иже на небесех. Ублажает Петра, как получившего знание по Божией благодати; соглашаясь же с ним, показывает, с другой стороны, что мнения других людей ложны. Сказал ему сын Ионин, как бы так говоря: как ты ‒ сын Ионин, так Я ‒ Сын Отца Моего Небесного, Единородный Ему. Знание называет откровением, так как тайное и неизвестное было открыто Отцом. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не удолеют ей. Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря Церковь Мою, указывает, что Он Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада ‒ это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила Церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давыд сказал: возносяи Мя от врат смертных (Пс. 9, 14). От каких врат, Давыд? От двояких: от убийства и прелюбодеяния. И дам ти ключа Царства Небеснаго, и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Как Бог, Христос со властью говорит: дам ти; как Отец дал тебе откровение, так Я ‒ ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: дам ти, но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: кому отпустите грехи, отпустятся им, ибо и дам обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их ‒ труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author