petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Святой Паисий Святогорец. «Семейная жизнь»

Христианская жизнь в семье ― это крестный путь, ведущий человека к духовному совершенствованию, к достижению Царствия Небесного. И сегодня, как никогда прежде, необходимо возрождать семью, многовековой уклад которой был разрушен в России в 20 веке. Особенно радостно, когда современные молодые юноши и девушки подходят к этой теме с рассуждением, и для них определенным подарком могут стать наставления старца Паисия Святогорца, собранные на страницах книги «Семейная жизнь». Она входит в состав 6-томного издания поучений старца, которое выпускает в свет Издательский Дом «Святая Гора». В этом издании собраны поучения старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем ― удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена, ― говорил он, ― жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, — словно зажигалки: [сыпят искрами и] не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод». Войдя в самом раннем возрасте в великую семью Церкви, старец чувствовал, что уже не принадлежит своей маленькой [плотской] семье. Стяжав Божественную любовь, он стал Божиим чадом и поэтому — ощущая всех людей своими братьями и сестрами — любил каждого по выражению апостола Павла «утробою Иисус Христовою». «Видя пожилого человека, ― говорил старец, ― я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других — больно». Но и сам старец в каждом конкретном случае становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался с отцом Паисием, измениться в лучшую сторону и, приняв слово Божие, жить в согласии с ним.


Будучи членом Тела Христова, старец не только с болью молился за людей, у которых были трудности в семейной жизни, но — откликаясь на их просьбы — помогал им и своим словом. Он помогал людям даже в самых деликатных вопросах семейной жизни, несмотря на то что, как монах, сам проводил жизнь подвижническую. Испытанный огнём искушений и закалённый в горниле болезни, которая в разных формах посещала его с 1947 года до самой кончины в 1994 году, старец Паисий сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. О своём собственном здоровье он заботился лишь настолько, чтобы обслуживать себя самого и помочь тем, кто к нему приходил. Он верил, что если кто-то молится за других больных, не обращая внимания на свою собственную боль, то это приводит Бога в умиление и Он слышит такую молитву. Эта книга состоит из вводной главы и шести частей. Вводная глава называется «Юные на жизненном распутье». Ее цель ― помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути. И на первый вопрос: «Что отвечать юношам и девушкам, которые спрашивают, стоит ли монашеская жизнь выше, чем жизнь семейная?» ― старец отвечает: «Оба пути, начертанные нашей Церковью», ― семейная и монашеская жизнь ― «благословенны». «Не следует думать, что все поступающие в монастырь спасутся лишь потому, что они стали монахами. Каждый человек даст Богу ответ за то, освятил ли он избранную им жизнь». По словам старца, «юные должны выбрать один путь в соответствии со своим призванием, силами и любочестием. Им следует сделать это не зависимо от чьих-либо “подталкиваний”, а с доверием Богу. Целомудренная и духовная жизнь юных ― основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути — будь то жизнь монашеская или семейная». Далее, в первой из шести частей книги определяются основы, на которых стоит семья: благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. «Супруги, ― по словам старца Паисия, ― должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — Господь наш Исус Христос». А терпение в трудностях, сопровождаемое молитвой, спасает семью от распада. Во второй части идет речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого «молчаливого назидания» родителями детей, а также роль матери в семье. Старец подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям — основные предпосылки для их естественного и нормального развития. Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях — от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям — не только в детском, но и в зрелом возрасте — есть залог того, что они получат благословение Божие. В четвёртой части старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие — независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству. Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое великое утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета — это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду. Наконец, в шестой части собраны ответы старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Паисий Святогорец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни. Возможно, современному человеку, привыкшему к «расхлябанным законам» нынешнего общества, некоторые суждения старца Паисия покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова афонского подвижника в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится старец, — это совершенство во Христе. Блаженный Паисий видел причину многих нестроений в том, что люди не хотят жить духовной жизнью, думая прежде всего о земном, о собственной выгоде. В то время, как только «духовная жизнь, по словам старца, есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни». В этой книге говорится о тех проблемах, которые равным образом беспокоят и семейных и одиноких людей. Речь старца Паисия проста и вместе с тем образна, его сравнения запоминаются надолго, потому что они очень метки и наглядны. Его слова снова и снова могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой «добрый подвиг». С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру, который даёт духовная жизнь.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author