petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный старец Паисий

«Нужно исповедовать все помыслы духовнику и оказать послушание тому, что он говорит: ему ввериться, а не своему помыслу. Пусть верит только, что он ― подвизающаяся душа, и ничего другого. Пусть постоянно ищет милость Божию через молитву, чтобы очистился так и ум его. Насколько, теперь, кто находится в смиренном помысле о самом себе, настолько и благодать пребывает и покрывает его». ― «Когда душа живёт невнимательно и не наблюдает помыслы, то в результате она бывает постоянно битком набита нечистыми и лукавыми помыслами, тогда начинаются у человека большие психологические проблемы, которые накладываются одна на другую. И некоторые из нас находятся в этом состоянии и имеют перед собой проблемы, не замечая этого, и потому не решаются исповедать духовнику со смирением падение своё, но следуют мирскому обычаю и идут к психиатрам. Те дают им таблетки, не для того, однако, чтобы решить проблемы, их занимающие, но для того, чтобы они их на время забыли. Однако это не правильный подход, ибо проблема остаётся и, когда прекратятся таблетки, она вновь выйдет на поверхность и будет мучить человека. Поэтому единственное решение ― прочувствовать наше состояние, исповедаться духовнику и делать смиренно то, что он нам скажет». ― «Итак, когда человек пользуется своим самовластием свободно, не имея в виду своей немощи, тогда заблуждается. Эти люди на всё смотрят и всё объясняют логически. Вместо Божественной благодати царствует логика и расстраивается ум человеческий. Это ― страшная вещь». ― «Всем нашим проблемам нужно противостоять терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла нам помогать благодать Божия». ― «Старец категорически всегда подчёркивал, что человек не в праве говорить "не могу", можно лишь сказать "не люблю" и "не хочу". Люди, обладаемые какой-либо страстью, когда говорят, что какая-то сила препятствует им делать добро, должны знать, что эта сила, препятствующая им, есть собственная их сила, которая в них, и которая предназначена для любви, но обращена в ошибочном направлении. И поскольку они любят эти страсти, не могут, естественно, их отбросить, потому что то, что любишь, того хочешь и не оставляешь, дабы не потерять. Нужно, следовательно, ненавидя эту страсть, найти нечто лучшее, чтобы возвратить любовь свою и направить туда (то есть на лучшее). Ибо, если не найдут ничего лучшего, не могут перенаправить свою любовь, и так страдают. Много раз приезжают разные люди и говорят: "Геронта, курю. Не могу бросить сигарету. Что мне делать?" Он отвечал: "Хочешь ли бросить?" Тогда Старец говорил: "Э, было такое! С этого момента не кури, и тебе поможет и Бог". Тогда брат, имеющий страсть, говорил: "Никак, Геронта..." Тут Старец прерывал его, прежде чем тот закончит, и говорил тоном резким, но полным доверия: "Не существует «никак», исполни это! Не вдавайся помыслам, которые тебе влагают, что, пожалуй, ты не справишься с этим". Старец хотел внушить каждому из нас, что мы ― самовластны. И если стали рабами какой-то страсти, произошло это по нашему соизволению. И если пребываем рабами в этой страсти, остаёмся ими опять по любви нашей к ней, поскольку мы хотим быть рабами страсти».

«Итак, если Он [Бог] нам говорит, чтобы мы сами ушли, то это означает, что мы сами держимся быть рабами страстей, ибо мы их любим и их желаем. И в тот момент, когда возненавидим их и обратим нашу любовь к Богу, немедленно освобождаемся. Итак, прежде всего, ― да прочувствуем нашу болезнь (вольное пребывание во зле), возненавидим зло и возлюбим благо ― и сразу имеем его». ― «Только тогда человек преуспевает и обретает пользу, когда приводит своё произволение к нулю. Смотри, американцы, когда хотят запустить ракету в космос, то же самое делают: считают ― 10–9–8–7... 1–0, и когда доходят до нуля, тогда она запускается и поднимается <вверх>. Также бывает и с душой, когда она начинает и умаляет свои пожелания и очищается. Когда подойдёт к нулю и более не имеет своей воли, тогда возвышается!» ― «Не подобает, когда мы не очистились от страстей, желать возлюбить Бога, потому что часто в этом желании скрывается высокомудрие. Нам подобает желать, но по любочестию, не огорчать Его!» ― «Когда кто находится в начале духовной жизни, нуждается в немногом учении и во многом наблюдении за собой и хранении помыслов». ― «Люди должны делать, что по силам людям, а всё остальное, что превосходит силы их, предоставить Богу». ― «Старец советовал, что соблюдать, чтобы обрести благодать: а) заботься ежедневно об очищении своей души; б) нужно приобрести Божественную правду, а не логическую, исходящую от разума, потому что тогда только приходит благодать Христова; в) во всём, что будешь делать, обдумывай, хочет ли того Христос наш: так аналогично и ты - делай, или не делай; г) нужно иметь совершенное послушание, чтобы потом ты мог говорить другим о послушании; д) если говоришь кому "нет", да будет "нет", и "да", да будет "да". Не лицемерь, но то, что думаешь, говори, даже если это искушает другого: но скажи только добрым способом и дай и объяснение; е) имей при себе и сохраняй сие благородное: всегда внимай тому, что упокаивает брата твоего, а не себя самого; ж) ежедневно читай Новый Завет для очищения души своей; з) не смотри, что делают другие и не испытуй, как и почему то делают. Целью твоею да будет очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати. Ради этой цели всегда делай: молись, учись, говори молитву Христову смиренно, сознавая, что имеешь абсолютную нужду в милости Божией и, немногими словами, смотри на духовное своё. Если сотворишь сие, тогда приходит благодать Христова в своё время, в которое она знает, что подобает ей прийти. Только, дабы она пришла, нужно каким-либо способом "подвигнуть" Христа ― любовью, добротою и смирением, ибо только так Он даст благодать Свою. Ещё нужно, чтобы передатчик и приёмник (тo есть Христос и душа) были настроены на одну частоту: и то, что говорит Христос, пусть делает <и человек>, и то, что говорит Ему <человек>, да сделает Христос». ― «Нужно всегда внимательно следить и иметь постоянное сомнение в том, являются ли вещи таковыми, как мы о них думаем. Ибо когда кто-либо постоянно занят своими мыслями и им доверяет, то в них привносит своё диавол, чтобы сделать человека лукавым, хотя бы и был он по природе своей добрым. Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам, но и в малейших делах, в которых нужно было дать ответ, полагали его делом молитвы, при этом постились, чтобы "вынудить" каким-либо способом Божественную благодать известить их, каков есть по Богу правильный ответ, - и, после того как получали "извещение", давали ответ». ― «Если один имеет машину, которая изготовляет пули, и в эту машину заложить самый лучший материал, который у него есть, например, золото, ― машина его преобразует в разрушительную вещь, будет выдавать золотые, разрушительные пули; если заложат серебро ― произведет серебряные пули; железо ― железные пули; глину глиняные пули, одним словом, эта машина, какой ни дашь ей материал, от многоценного и наилучшего до незначительного, машина эта, поскольку так она устроена, всегда будет выдавать разрушительные пули. Если же теперь, переделать эту машину так, чтобы она изготовляла, скажем, чаши, и если заложить глину ― произведёт глиняную чашу, железо ― железную, золото ― золотую, и тому подобное. Расскажу тебе и один случай со старцем из Капсалы, может улыбнёшься. Этот старец, имел именно такую машину, которая всегда думала с хорошей стороны во всяком деле. Только хорошее видел, на плохое же был слепым. Как-то посетили его миряне и принесли в подарок маленький адиоприёмник и ему подарили. Старец взял его в руки и с удивлением рассматривал. Спросил, в какой стране изготовлен, и те сказали, что в Японии. Итак, в то время, когда он с удивлением разглядывал, миряне вдруг видят, что лицо его приняло радостный вид и он, целуя приёмник, говорит: "Слава Тебе, Боже!" Тогда спрашивают посетители, по какой причине он радуется и славит Бога, и тот им объясняет: "Вот, я рад, что и японцы стали христианами и ставят на вещах, которые производят, в качестве знака Честной и Животворящий Крест". Увидел Старец + и – (плюс и минус), и принял за крест. Этот Старец помыслом своим стал в этом, и, если бы имел плохие помыслы, мог бы побранить их, зачем, мол, принесли ему радиоприемник, когда он был аскет... Тот же самый старец, когда пролетал какой-либо самолёт, сразу же благоговейно крестился. Кто-то спросил: "Геронта, почему, когда видишь самолёт, крестишься?" И тот с естественным благоговением и простотой отвечает: "Но ты разве не видишь, чадо, что он имеет образ Честного и Животворящего Креста Христа нашего?" И в этом случае старец этот ― в то время как мог бы уличить плохие полёты самолёта, когда он бомбит и убивает, ― стоял на образе Креста, который носил самолёт, и таким образом шум и вид самолёта для него стали причиной мысленного переноса на Голгофу» (составил П. Н. Мамонов).
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author