petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николы Сербского: 7 июля (24 июня)

Автор: святитель Никола Сербский

1. Рожество святого Иоанна, Предотечи и Крестителя Господня. За шесть месяцев до своего явления Пресвятой Деве Марии в Назарете великий Гавриил, Божий Архангел, явился первосвященнику Захарии в Иерусалимском храме. До того как благовествовать чудесное зачатие безмужной девицы, Архангел возвестил чудесное зачатие бездетной старицы. Захария не сразу поверил словам Божия вестника, за что его язык был связан немотой; и оставался он без дара речи вплоть до восьмого дня по рождении Иоанна. В тот день собрались родственники Захарии и Елисаветы, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Когда спросили они отца, каким именем хотел бы он назвать сына, то он, будучи нем, написал на дощечке: Иоанн. И в тот же миг разрешился его язык и он начал говорить. Дом Захарии стоял на высотах между Вифлеемом и Хевроном. По всему Израилю разнеслась весть о явлении Божиего Ангела Захарии, о немоте последнего и о разрешении его языка в ту минуту, когда написал он имя Иоанн. Молва об этом дошла и до Ирода. Поэтому Ирод, посылая [воинов] перебить младенцев в Вифлееме, отправил некоторых и в нагорное обиталище семьи Захарии, чтобы умертвить и Иоанна. Но Елисавета своевременно спрятала дитя. Разгневавшись за это, царь Ирод послал палачей в Иерусалимский храм, где был Захария (потому что тогда опять была его чреда служения), чтобы его убить. Между притвором и [самим] храмом Захария принял смерть, причем его кровь свернулась и окаменела на плитах, оставшись тем самым неумолкаемым свидетелем против Ирода. Елисавета скрылась с младенцем в некой пещере, где вскоре и почила. Младенец же Иоанн остался в пустыне один на попечении Бога и Божиих Ангелов.
2. Св. Никита, епископ Ремесианский (не входит в месяцеслов РПЦ). Товарищ и сверстник святителя Павлина Ноланского (см. 23 января). По-видимому, был славянином и как таковой проповедовал Евангелие в области нишско-пиротской. Какую перемену внес святой Никита в среду славян, лучше всего отражает гимн, пропетый святым Павлином святому Никите: «Какая перемена! И сколь счастливая! Доселе непроходимые и кровавые леса скрывают теперь разбойников, обращенных в монахов, питомцев мира. Где бытовали нравы зверей, там ныне сонмы ангелов. Праведник кроется в пещере, где некогда жил злодей». Главная кафедра святителя Никиты находилась в городе Ремесиан, под которым некоторые подразумевают Пирот. Помимо совершения своего миссионерского служения, святой Никита написал и несколько книг, как то: шесть книг «К оглашаемым в вере», книгу «О падшей деве» (многих пробудившую к покаянию). Упокоился святой Никита в V веке. 3. Свв. мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин. Родные братья. Служили в римской армии в правление императора Максимиана. Когда римляне ратовали со скифами за Дунаем, святой Орентий вышел на поединок со скифским гигантом Маротом и убил его. По сему случаю всё римское войско приносило жертвы богам, но Орентий и его братья, объявив себя христианами, сказали, что не могут приносить жертвы глухим и немым идолам. Несмотря на все их заслуги, они были приговорены к ссылке в каспийские пределы, но по пути все семеро, один за другим, скончались от голода и мучений и переселились в Царство Христово.
Чудом Божьим Иоанн в міре сем родился,
Был подобен Исааку, чаду Авраама с Саррой;
Чудом Божьим был в младенчестве избавлен
От безумной злобы деспота свирепого.
Не коснулся нож Предтечи славного –
На себя удар смертельный воспринял отец его.
Чудом Божьим тридцать лет в пустыне прожил Иоанн,
Ангелы его от зла хранили неусыпно.
Возрастал он, чадо чистое, святое,
Чтобы Агнцу послужить в урочный час,
Возвестить о благостном восходе Солнца,
Распознать неведомого и прославить.
Стал святой Предтеча завершением пророков древних
И началом твердым всех Апостолов святых.
Словно Илия пророк, беседовал он с Богом,
Как Апостол, миловать был во́лен и казнить.
Сын первосвященника обетованный,
Был он первомученик Христов.
Рассуждение. Одно из различий между риторской эллинской философией и христианской верой состоит в том, что первую можно ясно изложить словами и уяснить при чтении, тогда как вторая, то есть христианская вера, не поддается ни ясному словесному изложению, ни – еще менее – восприятию при [про]чтении. При изложении христианской веры нужен и [личный] пример самого проповедника, а при ее постижении и усвоении необходимо, кроме [про]чтения, и упражнение [в ней] самого читателя. Когда патриарх Фотий прочел Слова преподобного Марка Подвижника о духовной жизни, то отметил известную неясность у писателя, о которой рассудительно говорит, что «проистекает она не от темноты изложения, а оттого, что заключенные здесь истины лучше постигаются посредством делания (нежели посредством слова) и не могут быть объяснены одними словами... И это, – добавляет великий патриарх, – характерно не только для этих бесед и не только для сего единственного мужа, но и для всех, кто потрудился изложить законы подвижничества, указывая на [те или иные] страсти и давая наставления, которые лучше осознаются из самого делания». Созерцание. Да созерцаю чудесное откровение [в серб. букв.: распознание] старца Симеона Богоприимца (Лк. 2:27), а именно: 1) как сей святой старец духом познал в немощном Младенце Господа и Мессию, тогда как ослепленные книжники и священники не познали Его даже тогда, когда сотворил Он бессчетные чудеса и возвестил неслыханную дотоле премудрость; 2) как и моя душа, если огрубела она во грехах, не способна познать Господа. Проповедь против злорадства. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится (серб.: и да не играет) сердце твое, когда он споткнется (серб.: когда он погибнет; Притч. 24: 17). Человек, не радуйся падению твоего [врага]. Он брат тебе – и пусть не торжествует твое сердце, если он погибнет. Бог сотворил его для жизни, а потому и не радуется [Бог] его гибели. И ты не радуйся тому, что огорчает Бога. Если гибнет человек, потерю терпит Бог; неужели ты радуешься ущербу Творца своего и Родителя? [Прилично ли] тебе веселье, когда плачут Ангелы? Если падает твой враг, молись о нем Богу, чтобы Бог спас его; и благодари Бога за то, что не пал [так] ты. Вы из одного и того же материала: и ты, и он – как два кувшина, вышедшие из рук гончара. Если один кувшин разбился, прилично ли другому смеяться и ликовать? Вот маленький камешек, расколовший тот кувшин, ждет не дождется чьей-то руки, чтобы взяла она его и разбила и этот. Оба кувшина сделаны из одной глины, а маленький камешек может разбить сотню [таких] сосудов. Если одна овца потерялась, подобает ли радоваться остальному стаду? Нет, ни в коем случае. Ведь пастырь оставляет стадо и, озабоченный, идет искать заблудшую овцу. Потеря пастыря – изъян всему стаду. Посему не веселись, если враг твой упал, ведь и Пастырь твой и его, Господь Иисус Христос, не радуется его падению. О Господи Иисусе Христе, Пастырь Добрый, изринь злорадство из сердец наших и вместо него всади в сердца наши сострадание и братолюбие. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author