petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Слева: Рождество святого Иоанна Предтечи. Евангелие. XI в. Традиция праздновать рождество св. Иоанна Предтечи 24 июня, вероятно, происходит из латинской Церкви, поскольку именно в соответствии с римским календарем эта дата отстоит ровно на шесть месяцев от Рождества Христова. В древних агиографических рукописях из Иерусалима рождество св. Иоанна Предтечи празднуется 25 июня.) Когда Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Богородице о девственном Рождестве, он подтвердил истинность своих слов известием о том, что и родственница Ее Елисавета зачала младенца. Как только Архангел отошел от Пресвятой Девы, Она поспешила отправиться в Иудею, в дом Захарии и Елисаветы (в деревню Эйн Керим, в 6 км к западу от Иерусалима). Мария приветствовала родственницу – и в тот же миг шестимесячный младенец взыграл во чреве Елисаветы, став Предтечей Спасителя даже прежде своего рождения. Исполнившись Святого Духа, Елизавета громким голосом изрекла пророческие слова: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:39–44). Мария ответила вдохновенным благодарственным славословием: Величит Душа Моя Господа... (Лк. 1: 46; песнь, воспеваемая каждый раз перед девятой песней канона утрени). Три месяца Она оставалась с Елисаветой, помогая ей и беседуя с ней о чудесах Божиих. Затем Мария возвратилась в Свой дом. Когда исполнился срок, Елисавета родила сына, к великой радости и веселью всех родных и соседей.
На восьмой день, когда полагалось обрезать новорожденного, его по обычаю хотели назвать Захарией, именем отца. На это Елисавета решительно сказала: Нет, а назвать его Иоанном! (Лк. 1:59). Окружающие стали недоумевать, ведь никто из ее родных не назывался этим именем, и спрашивали знаками мнение Захарии, который оставался глух и нем со времени явления ему Архангела Гавриила [23 сен.]. Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (Лк. 1: 63). В тот же миг разрешились его уста и, исполнившись Духа Святого, он стал пророчествовать и вознес ко Господу песнь: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их (Лк. 1: 68–79; ср.: девятая песнь канона утрени). Тот, кто родился вопреки всем ожиданиям, из иссохшего чрева, возвестил своим рождением, подобным духовной весне, что Мессия должен будет обновить законы бесплодной человеческой природы и открыть для нее путь к обо́жению. Тот, кто был призван Господом стать Гласом Слова, разрешил уста своего отца, замкнувшиеся из-за маловерия, и положил конец прообразам и теням Ветхого Завета. Иоанн – последний из пророков и, по словам Спасителя, больший из рожденных женами (см.: Мф. 11: 11). Он же является и первым апостолом. Он воссиял в мире подобно светочу истинного Света, подобно звезде, предваряющей Солнце Правды, и подобно глашатаю, возвещающему приход Слова. Страх и изумление охватили всех присутствовавших, и новость распространились по всей Иудее. Младенец рос, его дух укреплялся, ибо Рука Всевышнего была на нем. Едва св. Иоанн был отнят от груди и научился ходить (таково мнение некоторых отцов Церкви; другие считали, что св. Иоанн Предтеча удалился в пустыню в возрасте двенадцати лет), как ушел из родительского дома и удалился в пустыню. Он носил одежду из верблюжьей шкуры, препоясывался кожаным ремнем и питался акридами и диким медом. Тот, кого мир не был достоин, вел в пустыне жизнь, далекую от забот и печалей, был избавлен от страстей и стремления к наслаждению. Он созерцал Бога в своем сердце и Его одного сделал своей радостью и утешением (свт. Григорий Палама. Похвальное слово св. Иоанну Предтече / PG 151, 510). Конечно, и до него другие пророки и люди Божии жили в пустыне, например Моисей и Илия. Но св. Иоанн, живя в пустыне как на Небесах, был выше их, потому что был рожден стать Предтечей новой жизни и своим отшельничеством прообразовал обновление природы, потому что открыл для людей возможность жить во плоти подобно Ангелам через девство, воздержание и созерцание (св. Софроний Иерусалимский. Похвальное слово св. Иоанну Предтече, 19 / PG 87, 3352; по этой причине св. Иоанна Крестителя на иконах нередко изображают с крыльями). Святой вел ангельскую жизнь в пустыне до пятнадцатого года правления императора Тиберия (ср.: Лк. 3: 1; т. е. в 28 или 29 г.). Затем к Иоанну был глагол Божий, повелевавший возвратиться в населенные земли, возвещать там приход Спасителя и готовить Ему пути (см.: Мф. 3: 3), призывая народ к покаянию и крестя в Иордане во оставление грехов. Все спрашивали, не он ли Мессия, ожидаемый Израилем, и Предтеча отвечал: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3: 16). И во многих других речах св. Иоанн возвещал народу Благую Весть спасения в Господе нашем Исусе Христе. Хотя все пророчества св. Иоанна Крестителя сбылись, его призыв постоянно живет в Церкви. Он до конца времен будет Предтечей Спасителя, возвещая каждому человеку, желающему принять в своем сердце Господа, что только через покаяние, отречение от соблазнов этого мира, уединение в безмолвии и молитве он сможет сам в себе приготовить путь, которым войдет Христос в силе Святого Духа.




Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author