petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол Предотечи: Послание к римлянам: Рим., 112 зач., 13, 11 ‒ 14, 4

Авторы: Н. П. Розанов; блаженный Феофилакт Болгарский

11 И сié, вѣ́дяще врéмя я́ко чáсъ ýже нáмъ от снá въстáти. Зная время, то есть потому что вы знаете знамение времени (τὸν καιρόν), понимаете сами, что это время дано вам для того, чтобы пробудиться от сна. Апостол хочет сказать: «Мотивом в добродетельной жизни вам должно служить то соображение, что остающееся время жизни дано вам для приготовления ко Второму Пришествию Христову. К этому дню вы должны рассчитаться со всеми долгами». Ны́нѣ бо ближáйшее нáмъ спасéнiе, нéже ли егдá вѣ́ровахомъ. Спасение, то есть прославление, какого удостоятся праведники на Суде Христовом: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25: 34). Апостол Павел, вместе со всеми христианами, полагал, что пришествие Господа близко (ср. Флп. 4: 5; 1 Пет. 4: 7). Нежели когда мы уверовали. Апостол принимает в расчет довольно долгое время, протекшее от обращения римлян ко Христу до момента, в какой он писал свое Послание (лет двадцать пять). Для таких, можно сказать, давних христиан стыдно оставаться так долго в состоянии сонливости. В таком состоянии они могли находиться разве в самом начале своего обращения ко Христу, а теперь пора им стряхнуть сон, особенно ввиду близости второго пришествия Христова. «При дверях, ‒ говорит апостол, ‒ стоит время суда» (Златоуст). 12а. Нóщь ýбо прéйде, а дéнь прибли́жися… Время до Второго Пришествия ‒ время, когда люди спят греховным сном, апостол обозначает, как ночь, тогда как с момента Второго Пришествия заблещет ясный день (ср. Евр. 10: 25). ‒ Ночь прошла ‒ точнее: ушла вперед, ее осталась немного (προέκοψεν).

12б‒14. О святости частной жизни христианина. Ввиду близости Второго Пришествия Христова мы должны заботиться об улучшении своей частной жизни и пребывать в строгом воздержании. 12б. Отложи́мъ ýбо дѣ́ла тéмная, и облецéмся во орýжiе свѣ́та. Отвергнем, то есть сбросим с себя, как ночное покрывало. Дела тьмы, то есть греховные привычки. Оружия света. Вооружение надевалось частью как одежда (ср. Еф 6:11; 1 Сол 5:8). Христианин мыслится здесь как борец Христов против царства тьмы. 13 Я́ко вó дне благообрáзно да хóдимъ, не козлогласовáнiи, и пiя́нствы, не любодѣя́нiи, и студодѣя́нiи, не рвéнiемъ и зáвистiю. Не предаваясь ни пированиям и пьянству. «Не пить запрещает, но пить без меры; не употребление вина, но пьянство. Пированием называется (состояние) в пьяном виде, соединенное с обидами, что называется также бесчинием в пьяном состоянии» (Феофилакт). Ни сладострастию и распутству. «Сказав прежде о пьянстве, теперь говорит о происходящем от него зле; ибо распутство происходит от пьянства, и здесь отсекает не сообщение с женщинами, но блуд» (Феофилакт). Ни ссорам и зависти. «Угасив зло, рождающееся от похоти, подавляет теперь и то зло, которое происходит от гнева. Ибо ничто так не возжигает похоть и не воспламеняет гнев, как пьянство и бесчиние в пьяном состоянии. От зависти происходит рвение или ссора, потому что завидующий другому доходит и до ссор. Посему-то, отъяв ссору, восходит и к началу ее ‒ зависти. Упоминает же о ссоре и зависти вместе с распутством потому, что от последнего происходят брани и превращения домов» (Феофилакт). 14 но облечетеся Гóсподемъ нáшимъ Iсýсъ Христóмъ, и плóти угóдiя не твори́те въ пóхоти. Облекитись в Господа нашего Иисуса Христа, то есть соединитесь теснейшим образом со Христом, так, чтобы ваша жизнь была жизнь Христа (см.: Гал 2: 20). Хотя верующие облекаются во Христа уже в крещении (см.: Гал 3: 27), но этому облечению в крещении полагается, собственно говоря, только начало. Затем уже вся жизнь верующего представляет продолжение начатого дела. Попечения о плоти не превращайте в похоти. Христианину нельзя жить вне плоти [Плоть здесь значит то же, что тело. Апостол употребляет слово плоть для того, чтобы показать слабость тела и, следовательно, необходимость заботы о нем, а также и для того, чтобы показать, что тело имеет греховные (плотские) желания, с которыми нужно бороться (ср. Рим 8: 13)]: она остается органом нашей деятельности (ср. Еф 5: 29; Кол 2: 23; 1 Тим. 5: 23 и др.), пока мы живем на земле. Следовательно, о ней нужно заботиться, но пусть эти заботы не послужат пищею для усиления в нас похотей. Хотя плоть или чувственно-телесная сторона христианина перестала быть источником и седалищем греха, так как грех в ней принципиально уничтожен (см.: Рим 8:3), но ведь он уничтожен только принципиально. Сила его может возродиться, ‒ он ждет для этого только благоприятного момента. Глава 14. Суждение о партиях, существовавших в римской Церкви (1‒12). В римской христианской Церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого. Они же считали нужным освящать некоторые дни особым образом (постом). Другие же считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол научает первых не осуждать людей, держащихся свободных воззрений на указанные обстоятельства, а последним, то есть людям, сильным духом, советует быть снисходительными по отношению к тем, кто находит нужным для христианина особые подвиги воздержания. Пусть сильные пожалеют слабых, помня, что те также искуплены Господом дорогою ценою и что все христиане составляют собою единое Царство Христово, которое каждый христианин обязан поддерживать, жертвуя своими личными желаниями и интересами. Кто были эти слабые в вере, находившие необходимым для христиан известное воздержание? На этот вопрос трудно ответить что-нибудь определенное. Едва ли это были люди с иудейским мировоззрением, что предполагают некоторые толкователи. Иудеям вовсе не было запрещено вкушение вина и мяса (только некоторые мясные кушанья были воспрещены законом Моисеевым) и притом апостол едва ли так снисходительно отнесся к заблуждению иудействующих. Скорее можно видеть здесь отражение некоторых аскетических воззрений греческой и римской философии. Известно, что воздерживались от употребления мяса и были вегетарианцами орфики и пифагорейцы ‒ последние не пили и вина, ‒ стоики. 1 Изнемогáющаго же o вѣ́рѣ утвержайте, не въ сомнѣ́нiе помышлéнiи. Немощного в вере, то есть такого верующего, который боится, что неожиданно и скоро может лишиться приобретенного им спасения и поэтому избегает всего, что кажется ему опасным в этом смысле. Утвержайте (принимайте), то есть не лишайте его братского общения. Без споров о мнениях (μὴ εἰς διακρίσεις διαλογισμῶν) ‒ правильнее: не входя в критику чужих рассуждений (быть может, и неосновательных). 2 О́въ бо вѣ́руетъ я́сти вся́, а изнемогáяи, зéлiе да я́стъ (ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи). «Делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. Поэтому последний заслуживает врачевания, а не поражения (Феофилакт). 3 Яды́и, не ядýщаго да не укаря́етъ: и не яды́и, ядýщаго да не осужáетъ: Бóгъ бо егó прiя́тъ. Бог принял его, то есть того и другого держать в Своей Церкви. 4 Ты́ ктó еси́ судя́и чужéму рабý? Своемý Гóсподеви стои́тъ, или́ пáдаетъ. Стáнетъ же, си́ленъ бо éсть Бóгъ постáвити егó. Ты ‒ обращение к немощному в вере. Стоит или падает, то есть остается или нет в благодатном состоянии. Апостол не то хочет сказать, что для нас должно быть безразлично состояние веры в наших братьях по вере. Нам не возбраняется употреблять усилия к тому, чтобы побудить их усвоить наши взгляды, и мы даже обязаны заботиться об их душевном спасении. Но при этом мы не должны забывать, что религия есть личное отношение каждого человека к его Богу и что мы не имеем права судить его (конечно, в вещах «безразличных»). И если мы уверены, что наши собратья по вере делают что-либо, с нашей точки зрения, неправильно, но однако делают для Бога, в сознании своей зависимости от Него, мы не в праве сомневаться в возможности для них спасения.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author