petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Евангельское чтение св. апостолу Иуде, брату Господню: Ин. 14, 21‒24

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Имѣ́яи за́повѣди Моя́, и соблюда́яи и́хъ, то́й е́сть любя́й Мя́. а любя́и Мя́, воз­лю́бленъ бу́детъ Отце́мъ Мо­и́мъ. и Азъ воз­люблю́ его́, и явлю́ся ему́ Са́мъ. Глаго́ла Ему́ Июда не Искарiо́тскiй, Го́споди, и что́ бы́сть, я́ко на́мъ хо́щеши яви́тися, а не мíрови? Отвѣща́ Ису́съ и рече́ ему́, а́ще кто́ лю́битъ Мя́, сло́во Мое́ соблюде́тъ. и Оте́цъ Мо́й воз­лю́битъ его́, и къ нему́ прiи́дема, и оби́тель у него́ сотвори́ма. не любя́и Мя́ слове́съ Мо­и́хъ не соблюда́етъ. и сло́во е́же слы́шасте, нѣ́сть Мое́, но посла́в­шаго Мя́ Отца́. Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: «Вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели». Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу Моему» (Ин. 14, 28). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор – диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их. а любя́и Мя́, воз­лю́бленъ бу́детъ Отце́мъ Мо­и́мъ. и Азъ воз­люблю́ его́, и явлю́ся ему́ Са́мъ (а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам). Какую же награду получит тот, кто любит Меня? Воз­лю́бленъ бу́детъ Отце́мъ Мо­и́мъ. и Азъ воз­люблю́ его́, и явлю́ся ему́ Са́мъ. Для чего это сказал: явлю́ся ему́ Са́мъ? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак, каковая мысль была теперь и у Иуды. Глаго́ла Ему́ Июда не Искарiо́тскiй, Го́споди, и что́ бы́сть, я́ко на́мъ хо́щеши яви́тися, а не мíрови? (Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?) Упоминаемый ныне Иуда подумал, что как мертвых мы видим во сне, так и Он явится им; посему и говорит: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Говорит это от сильного изумления и ужаса. Говорит как бы так: «Увы, нам! Ты умираешь и хочешь явиться нам во сне, как и мертвые являются». Ибо «что это» слова испуганного и встревоженного. Что же Господь отвечает на это? Чем Он ниспровергает мнение его как ложное? Отвѣща́ Ису́съ и рече́ ему́, а́ще кто́ лю́битъ Мя́, сло́во Мое́ соблюде́тъ. и Оте́цъ Мо́й воз­лю́битъ его́, и къ нему́ прiи́дема, и оби́тель у него́ сотвори́ма (сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим). Иуда в сильном страхе подумал, что Господь по смерти Своей явится им во сне, почему и предложил вышеупомянутый вопрос. А Господь, опровергая его мнение, говорит, что как Отец является Сам, так и Я явлюсь вам Сам. Ибо Я и Отец вместе придем к тому, кто хранит слова Мои. Не во сне явлюсь Я вам; но так как Я приду с Отцом, то как прилично явиться Отцу, таково же будет и Мое явление к вам. Слова «обитель у него сотворим» также ниспровергают мнение Иуды. Сны непродолжительны, а Я явлюсь и пребуду с Отцом. Посему посещение Мое не походит на сон. Предсказывает им о Своем явлении для того, как и я сказал, чтобы не почли Его за призрак, и вместе возбуждает их к соблюдению Своих заповедей уверением, что соблюдающим оные являются и Он, и Отец. Равно как, наоборот, от того, кто не соблюдает заповедей, как от нелюбящего, удаляется и Он, и Отец. Не любя́и Мя́ слове́съ Мо­и́хъ не соблюда́етъ. и сло́во е́же слы́шасте, нѣ́сть Мое́, но посла́в­шаго Мя́ Отца́ (нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца). Ибо кто не любит Меня, тот не соблюдает слов Моих. А кто не любит Сына, тот не любит и Отца. Ибо слово принадлежит и Сыну, и Отцу. Посему, кто не соблюдает слов Сына, то есть Отца, тот не любит как Сына, так и Отца. Итак, вы, ученики, соблюдайте слова Мои, ибо этим вы докажете любовь ко Мне и к Отцу. Иные говорят, что вопрос «почему Ты хочешь явиться нам, а не миру?» ученик Иуда предложил не из страха, а из любви к людям. Он желал, чтобы польза от явления была не одним только ученикам, но и всему миру. А Спаситель показывает, что таких благ удостаиваются не все; но только те, кои соблюдают заповеди Его, соделаются достойными явления Его и любви Отчей. Ибо в том, кто соблюдает заповеди, пребывает Бог и Отец. Но не так же, как и в Сыне; ибо в Сыне Он пребывает естественно, а в человеке нравственно.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author