petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 2 июля (19 июня)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. апостол Иуда. Один из двенадцати [Апостолов]. Сын Иосифа и Саломии, брат Иакова, брата Господня. От Саломии, дочери Аггея, сына Варахии, брата [святого] Захарии, Иосиф древодел имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду. Сей Иуда иногда нарицается Иудой Иаковлевым – по имени своего знаменитого брата Иакова. Свое Послание Иуда начинает так: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова... Хотя и мог он наименовать себя братом Господним в той же мере, что и Иаков, однако не делал этого по смирению и стыду, так как поначалу не верил Владыке Христу. И когда старец Иосиф перед смертью захотел и Иисусу, как и прочим своим детям, дать часть своего имения, все, включая и Иуду, этому воспротивились. И только Иаков добровольно выделил долю от своей части и предназначил ее для Иисуса. Иуда называется еще Левием и Фаддеем. Есть еще один Фаддей, из семидесяти Апостолов (память его совершается 21 августа), однако сей Фаддей, или Иуда, был одним из великих Апостолов. Проповедовал он Евангелие в Иудее, Самарии, Галилее, Идумее, Сирии, Аравии, Месопотамии и Армении. В Едессе, городе Авгаря, дополнил он проповедь [как раз] того другого Фаддея. Когда проповедовал он в пределах близ горы Арарат, язычники схватили его, распяли на кресте и убили стрелами. [Претерпел он сии страдания,] чтобы вечно царствовать в Царстве Христовом.
2. Прп. Паисий Великий. Египтянин по рождению и языку. Поощряемая видением во сне, мать отдала его на служение Богу. Юношей пришел он к преподобному Памве, и тот принял его в ученики и в соученики преподобному Иоанну Колову, который и описал житие [святого] Паисия. На радость своего духовного отца, Паисий прилагал труд к труду и подвиг к подвигу. Неоднократно являлся ему пророк Иеремия, которого он особенно любил и чаще других читал. Нередко посещали его и Ангелы Божии, и наконец, [предстал пред ним] и Сам Владыка Христос. «Мир тебе, возлюбленный угодниче Мой!» – сказал ему Спаситель. По великой благодати от Бога Паисий имел нарочитый дар воздержания от пищи. Зачастую не ел он хлеба по 15 дней, еще чаще – по неделе, а однажды, по свидетельству преподобного Иоанна Колова, 70 дней прожил, не вкусив ничего. Вел он ожесточенную брань с духами злобы, которые являлись ему иногда такими, какие они есть, но бывало, что и в виде светлых ангелов. Но благодатный Божий служитель никогда не дал себя обмануть или прельстить. Был он прозорливцем и чудотворцем, знаменитым по всему Египту. Преставился в вечность в 400 году. Преподобный Исидор Пелусиот перенес его мощи в свою обитель и с честью их там положил. 3. Св. мученик Зосима. Римский воин в эпоху царя Траяна. Смело исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа, за что претерпел лютые мучения. Посреди страданий услышал он голос с небес: «Мужайся, Зосима, и крестись. Я с тобою!» В темнице являлись ему Божии Ангелы. После многих истязаний ему отсекли голову в 116 году. 4. Прп. Иоанн Отшельник. Подвизался в VI столетии близ Иерусалима. Подвигом достиг высокой ступени чистоты и силы, так что ему повиновались [даже] звери. Достигнув глубокой старости, упокоился в Господе в 586 году.
Сей Паисий благочестный с детства Богу угождал,
Всех желаний неуместных крепко двери затворял,
Дух свой к Богу воздвизал в едином хотении:
От страстей и от мечтаний жаждал избавления.
Как-то раз его монахи вопросили от души:
«Не отрини нас, отец, и всю истину скажи,
Среди подвигов какой Господу приятней всех?»
И ответил дивный старец, сокрушивший грех:
«Высочайший подвиг – тот, что себя скрывает,
Ниже всех себя блюдет – Бог ему внимает.
Если ж будет добродетель инок выставлять,
То лукавый супостат станет похищать
Добрый плод его трудов – и ввергать в уныние,
Здесь и кроется порок, всякое бесчиние.
Дороги для Бога в нас кротость и смирение,
Кто стяжал их, тот найдет в Господе спасение».
Сей Паисий всем умом в Боге утвердился,
И однажды Сам Господь вдруг ему явился:
«Мир тебе, угодник Мой, – Он ему сказал, –
Сердце Мне свое открой: что бы ты желал?»
И Паисий в тот же миг весь вострепетал,
Словно малое дитя, горько зарыдал:
«Господи мой Всеблагий, человек я грешный,
Страсти царствуют во мне – страх мой безутешный.
Твою милость ниспосли мне, всеокаянному,
Ум направи праздный мой к Царствию желанному.
Укрепи меня в трудах – для благого бремени,
И великой радости дай вкусить до времени:
До скончанья жизни бренной Тебе свято угождать
И любовию нетленной всё сильней к Тебе пылать».
Бог исполнил старца мудрое хотение:
Силы свыше дал ему и благословение.
Рассуждение. Как-то раз иноки спросили Паисия Великого: «Скажи нам, отче, слово о спасении и как подобает нам жить по Богу». А старец им ответил: «Идите, соблюдайте заповеди Божии и храните предания Отцов». Предание Отцов – это опыт святых в области духовной; опыт, насчитывающий почти две тысячи лет; опыт многих сотен и тысяч святых мужей и жен. Какая пребогатая сокровищница мудрости! Какое необозримое множество свидетельств и доказательств каждой истины Священного Писания! И всё это богатство, всю эту мудрость, все эти свидетельства, весь этот опыт – протестанты отвергли! О невыразимое безумие! О убогая нищета! Созерцание. Да созерцаю чудесное исцеление двух слепцов (см. Мф. 20: 30–34), а именно: 1) как два слепца взывали ко Господу: Помилуй нас, Господи, Сын Давыдов! 2) как милостивый Господь прикоснулся к их очам – и они прозрели; 3) как и я ослеплен грехом; как и я могу прозреть, если возопию ко Господу, чтобы Он коснулся меня. Проповедь об отмщении и Отмстителе. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя (Притч. 20: 22). Не мсти, не воздавай злом за зло. Довольно зла от соседа твоего; если отплатишь ты ему злом за зло, то усугубишь зло в міре. Если же не отплатишь, то он еще может покаянием попалить свое зло. – Так терпением и прощением уменьшишь ты зло в міре. Не мсти, не воздавай злом за зло. Жди Господа: Он видит и помнит; и в свое время узнаешь и ты, и твой обидчик, что Господь [в самом деле] видит и помнит. Ты задаешь себе вопрос: что сделал я тем, что не воздал злом за зло? – Сделал ты самое мудрое дело, какое только мог предпринять в данном случае, а именно: уступил свою борьбу Сильнейшему тебя – и Сей Сильнейший тебя будет победоносно за тебя ратовать. Если начнешь ты брань с обидчиком, то можешь проиграть. Но Бог проиграть не может. Итак, уступи свою борьбу Победоносному и Непобедимому – и терпеливо жди. Научись от малого дитяти: если кто-то нападет на него в присутствии родного отца, то дитя не отвечает выпадом на выпад, но смотрит на своего отца и плачет. Знает оно, что отец его защитит. Как [же] не знаешь ты то, что́ знает малое дитя? Твой небесный Отец непрестанно рядом с тобой. Поэтому не мсти, не воздавай злом за зло, но возведи свой взор к Отцу и плачь. Только так обеспечишь ты себе победу в столкновении со злыми людьми. О Господи Всесильный, сказавший: Мне отпмщение [в серб, букв.: Мое отмщение. – Пер.], огради нас Твоей всемогущей рукой от людей неправедных и удержи нас от отмщения. Внуши нам Духом Твоим Святым, что больше мужества в том, чтобы претерпеть, нежели в том, чтобы отомстить. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author