petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Владыка Иоанн ― святитель Русского Зарубежья

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский родился и вырос в России, но подвизался в рассеянии. Вырос при царской власти в России, служил Богу при демократической власти на Западе. Живя телом в ХХ столетии, владыка Иоанн духом проживал в древности, в эпохах богословия и пустынного жительства. Оставаясь на многогрешной земле, святитель был истинным небожителем. Его богатый вселенский опыт, его духовные труды и глубокая церковность и сегодня помогают найти ответы не только на сложные духовные вопросы современности, но и на вопросы национально-общественного характера. Собрание трудов святителя Иоанна, а также его наиболее полное жизнеописание вошли в книгу «Владыка Иоанн ― святитель Русского Зарубежья». Эта книга издательства Сретенского монастыря была составлена протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора Сан-Франциско в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». В предисловии книги отец Петр приводит известную притчу о том, «как три брата пришли к благодатному старцу. Двое из них в течение нескольких часов задавали ему вопросы о духовной жизни. Третий же брат сидел молча, лишь изредка взирая на старца. В конце беседы старец обратился к молчавшему, спросив: “Почему ты молчишь? Неужели у тебя нет вопросов?” И брат ответил: “Для меня достаточно смотреть на твое лицо, чтобы получить все ответы на мои вопросы”». По словам составителя, Господь сподобил его более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, что он жив и поныне! В течение всех этих лет, «взирая на лицо владыки», отец Петр по мере сил собирал «крохи, падающие с его стола»: то есть сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце ХХ века. Таким образом, как говорит сам священник, его работа не является сочинением, в ней он не выражает личных мыслей и не делится личными воспоминаниями. Это сборник, ставший «корзиной» для тех крох, которые ему удалось собрать и систематизировать, чтобы познакомить читателей с жизнью удивительного человека ― святителя русского рассеяния святителя Иоанна (Максимовича). И через эту книгу узреть его сияющее лицо, прикоснуться к этому «живому ходячему Евангелию» и приобщиться к благодати Божией, истекающей от него.
По словам автора, «сердце книги составляет ее первая часть. Это самая обширная из всех ранее издававшихся биография святителя Иоанна, основанная на многочисленных документах и свидетельствах его духовных чад. Первоначально она была составлена на французском языке Бернардом Ле Каро, духовным сыном близкого владыке Иоанну священника, протоиерея Чедомира Остоича. Отец Чедомир был одним из тех, кто, можно сказать, «сидел у ног» святителя Иоанна и «слушал слово его» о Господе. После он сумел передать дух владыки Иоанна и любовь к нему своему духовному сыну Бернарду. Поэтому эта биография святителя, по словам автора, отличается трезвостью, церковностью и добросовестностью без тени какой-либо экзальтированности или горячности. Перевод биографии с французского языка на русский был сделан матушкой Иулианией Рахновской. В предисловии к биографии Бернард Ле Каро кратко знакомит читателя с жизнью святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. В юности Михаил Максимович уехал из России, оказался в Константинополе, затем попал в Югославию; где принял священный сан. Получив назначение на епископскую кафедру в Шанхае, где проживала значительная по численности русская колония, владыка Иоанн последовал за своей паствой, вынужденной бежать из Китая, на Филиппины. Оттуда ― в Соединенные Штаты, а затем ― во Францию. Здесь он пробыл более 10 лет, после чего, наконец, вновь вернулся к своим «шанхайцам» в Сан-Франциско. Последние годы своего епископства святитель прожил именно там. Согласно православной традиции, которая, впрочем, в наши дни не всегда соблюдается, епископ «обручается» своей кафедре и должен занимать ее до самой смерти. Так и владыка Иоанн, покинув Шанхай в географическом смысле, не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке. По этой причине его и называют Иоанном Шанхайским, хотя дни свои он окончил в Сан-Франциско. Воспринимая Православие в его вселенском значении, архиепископ Иоанн, глубоко привязанный к русской земле, становился при этом пастырем для всех тех народов, среди которых ему довелось пребывать: для сербов в Югославии и рассеянии, для греков в Битоле и Шанхае, для китайцев в Шанхае и Сан-Франциско, для румын, французов, голландцев, американцев... По молитвам святого владыки, «положившего жизнь за овец своих», творились чудеса, исцелялись больные. Но гораздо важнее было то, что он врачевал израненные души людей. И потому составитель книги не останавливается слишком подробно на совершенных святителем чудесах, а сосредотачивает свое повествование на его духовном мире и на поучениях, которые он нам оставил. Они представлены во втором и третьем отделах данного издания. По словам отца Петра, при чтении проповедей, слов, статей и указов святителя Иоанна создается впечатление, что автор не наш современник, а святой отец IV века. Указы святителя говорят не только о его строгой требовательности к клиру и прихожанам, но и к себе. В то же время эта строгость и требовательность не противоречат его пастырской любви. Следующая часть книги ― это отдел воспоминаний. Он живо подтверждает веру, дух любви и ревности, прозорливость, постоянный подвиг и дела милосердия святителя Иоанна, о которых много написано в его биографии. Заключительная часть ― отдел свидетельств о молитвенной помощи Владыки. Собранные здесь свидетельства наглядно являют то, почему сердца людей, будь они русские, французы, голландцы, греки, сербы, американцы, румыны, так тянутся к нему и насколько сильна его молитва перед Престолом Божиим. В этом отделе читателю предлагаются известные свидетельства и новые, доселе не публиковавшиеся. Вот, например, что автор биографии вспоминает: «Владыка, подобно апостолам, совершал бесконечные поездки по своей обширной епархии ― и это в то время, когда средства передвижения были совсем не такими, как теперь! Он исколесил Францию и Бельгию, ездил в Голландию и Великобританию, в Швейцарию и Италию и даже в Тунис. И, как всегда, по примеру апостола Павла становясь всем для всех, он посещал больных, заключенных, беженцев. Его архипастырское попечение, как и в Шанхае, не ограничивалось русской паствой, но распространялось и на другие православные народы, а также на тех европейцев, что стояли у порога Церкви Христовой». «Владыке, ― свидетельствует автор, ― свойственно было выражать свои мысли “краткими глаголы, и многим разумом”, как сказано в службе святым отцам семи Вселенских Соборов». Отец Чедомир Остоич рассказывал, что однажды, находясь в келье владыки, он обратил внимание на один журнал и попросил разрешения полистать его. Владыка не хотел ему его давать, но уступил настойчивым просьбам отца Чедомира; тот, пробежав глазами одну из статей журнала, воскликнул: «Да они голову потеряли!» Владыка ответил: «Не голову, а совесть!» Алексей Солодовников вспоминает, что, когда он употреблял выражение «случайно», святой Иоанн исправлял: «Не случайно, а неожиданно». В беседах на богословские темы владыка всегда был точен в выражениях. Вот почему игуменья Магдалина из Леснинского монастыря, которая перепечатывала проповеди владыки, рассказывает, что он исправлял потом все, вплоть до запятых. Святой Иоанн умел наставлять не только словом, но и молчанием. Зачастую вразумить других ему помогало чувство юмора; одной вдове, донимавшей его по телефону пустяковыми вопросами, он ответил: «Прочтите в Евангелии от Луки третий стих восемнадцатой главы!» Женщина, заинтригованная, заглянула в текст и обнаружила, что владыка указал ей на… притчу о докучливой вдове! Но, по словам одного голландского православного священника, «насколько владыка c трудом изъяснялся словами, настолько хорошо он умел изъясняться взглядом. Каждый, кто встречался c ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле». Даже когда он должен был проявить строгость, признается один из его врагов, «подчас на его лице проявлялось выражение детской чистоты и незлобивости, сердечности и внутренней мягкости». Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов преподобный архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Именно таким был сам святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, о чем и свидетельствует эта книга.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author