petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 14 (1) июня

Иустин Философ1. Св. мученик Иустин Философ. Родился в 105 году по Рождестве Христовом в самарийском городе Сихем, впоследствии переименованном в Наблус. Родители его были эллинами. Усердно искал мудрости у философов: в первую очередь у стоиков, затем у перипатетиков, у пифагорейцев и наконец у платоников. Хотя и философия Платона его не удовлетворила, «однако на ней задержался он дольше всего, не имея ничего другого, что могло бы его привлечь». Но Божиим Провидением явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию и напомнивший ему, что люди не могут знать истину о Боге, пока Бог им этого не откроет; а Бог открыл о Себе истину в книгах Священного Писания. Иустин принялся читать Священное Писание и всем своим существом сделался убежденным христианином. И все-таки не хотел ни принимать крещения, ни нарицаться христианином, пока лично не удостоверился в лживости всех обвинений, возводимых на христиан язычниками. Придя в Рим в тоге философа, он быстро стяжал там великое уважение и много приверженцев. Присутствовал при страдальческой кончине святых мучеников Птоломея и Лукия. Видя беды и страдания невинных христиан, он написал Апологию (защиту) христиан и христианского учения и передал ее императору Антонину и сенату. Император внимательно прочел Апологию и повелел прекратить гонение на христиан. Иустин взял копию императорского указа и отправился с ней в Азию, где, предъявляя ее, спас многих преследуемых христиан. Затем он снова вернулся в Рим. Когда началось гонение, воздвигнутое Марком Аврелием, он написал вторую Апологию и направил ее царю. Некий бесчестный философ Крискент, циник, обуреваемый завистью оттого, что Иустин одерживал над ним верх в диспутах, донес на него как на христианина. Так Иустин оказался в тюрьме. Желая ему смерти и опасаясь, как бы не получил он оправдания на суде, Крискент, воспользовавшись удобным случаем, отравил Иустина в темнице. Так скончал свою земную жизнь и преставился в блаженную вечность сей великий защитник христианской веры. Произошло это в 166 году.
Иустин Римский2. Свв. мученики Иустин, Харитон, Харита, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и Иуст. Все они пострадали в Риме в правление Марка Аврелия и Епарха Рустика. Когда Рустик спросил: «Полагаете ли вы, приняв смерть за Христа, получить награду на небе?» – святой Иустин ответил: «Не полагаю, а знаю». После этого все они были обезглавлены и преставились в вечное Царство Христа Бога. Произошло это в 163 году. Агапит Печерский3. Преп. Агапит Печерский. Безмездный врач. Ученик преподобного Антония Печерского. Лечил людей молитвой, [в качестве снадобья] подавая им траву, из которой он делал себе хлеб. Так уврачевал он и великого князя Владимира Мономаха, после чего молва о нем разнеслась во все края. Княжеский лекарь, родом армянин, позавидовал ему и начал на него клеветать. Когда Агапит заболел, этот армянин, придя к нему и осмотрев его, сообщил ему, что через три дня он умрет. И даже дал обет: если через три дня Агапит не умрет, то он, армянин, станет монахом. Агапит ответил ему, что получил известие от Господа, что умрет не через три дня, а через три месяца. Так это и сбылось. По кончине Агапита пришел армянин к печерскому игумену и попросил его о постриге, ибо, как утверждал, явился ему с того света Агапит и напомнил об обете. Так – по Промыслу Бога, желающего, чтобы все люди спаслись – бывший завистник стал кротким монахом. Упокоился святой Агапит в 1095 году.
Кто ученик Христов, тот за Христа готов и душу положить,
Вот Иустин святой решил во имя Истины усердно послужить,
Познал он силу Господа и исповедал перед міром сим,
Бесстрашно обошел всё царство, посетил Ефес и Рим.
Надежно защищал он верных, а безбожных укорял,
Во всей вселенной истиной небесной дивно просиял.
Из города Сихема самарийского он родом был,
Там десять прокаженных Иисус когда-то исцелил:
Всем сердцем возопили исцеленные ко Господу Христу,
Уврачевал их милостивый Бог – вернул им тела красоту.
А ныне славный Иустин сердца и души от обмана
Христовой верою очистил – затянулась рана!
Учителем он стал для христиан – и Церковь защитил,
Язычества безумства перед всеми обличил.
Царям он истину без страха неустанно возвещал,
Свечою лучезарною во тьме нечестия сиял,
Пока злодеи не разбили тела его немощной сосуд,
А душу его Ангелы забрали в рай – на Божий суд.
Святого Иустина Бог великой честью увенчал:
Как солнце на земле – так он на небе духом воссиял.
Его благая Апология доселе ярко светит нам,
И прославляет его Церковь наша тут и там.
Учил он различать, где истина, а где прельщенье,
Всей поднебесной возвестив Христово воплощенье.
святитель Николай Сербский Охридский ПрологРассуждение. Никто не вылил на Владыку Христа столько бесстыдной клеветы, как иудеи [в серб, букв.: евреи. – Ред.]. Их Талмуд кипит злобой и ненавистью ко Господу. Но все эти ничтожные наветы опровергает самый выдающийся из живших по Рождестве Христовом еврейских историков, Иосиф Флавий, раввин и ученый конца I века. Он пишет: «В то время жил Иисус, муж мудрый, которого едва можно и назвать человеком, ибо совершал Он досточудные дела, – учитель людей, с радостью принимавших истину. Он привлек к себе множество сторонников как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. Ведь и после того, как Пилат, по доносу наших самых знатных людей, осудил Его на крестную смерть, Его все-таки не покинули те, кто и прежде Его любил: Он снова явился им живым на третий день, как предрекли божественные пророки об этих и о многих других делах, относящихся к Нему. И секта христиан, называемая так по Нему, существует до сего дня». Так написал человек, не верующий во Христа, но образованный [и] свободный от пристрастий и злобы. Созерцание. Исцеление Петровой тещиДа созерцаю чудесное исцеление Петровой тещи, а именно: 1) как Господь Иисус взял за руку лежащую в горячке женщину – и горячка оставила ее, так что она встала и служила им; 2) что и меня способен Господь уврачевать от горячки страстей, дабы мог я выпрямиться и служить Ему всецелым духом. Проповедь о том, что есть начало мудрости. толкование Книги Притчей СоломоновыхНачало мудрости – страх Господень (Притч. 1: 7). Если бы кто-то знал число звезд на небе, и имена рыб в море, и всю траву полевую, и повадки зверей в лесу – но не имел страха перед Богом, то его знание – как вода в решете. И перед смертью это знание делает его гораздо малодушнее последнего простеца. Если бы некто был способен угадать все человеческие помыслы, и предречь людские судьбы, и возвестить всякую тайну, скрываемую землей в своих недрах, но не имел бы страха перед Богом, то его знание подобно молоку, налитому в нечистый сосуд, от которого всё оно испортилось. И в час смерти эта его мудрость [не только] не воссияет паче угасшей головешки, но и приложит тьмы к его смертной ночи. Начало мудрости – страх Господень. Кто неправильно начал, как может правильно кончить? Кто с самого начала пошел по ложной дороге, тот должен вернуться назад и отыскать верное начало, то есть ступить на прямой путь. Кто не имеет страха перед Богом, тот не может питать [и] любви к Богу. Да что [тут] говорить! У кого нет страха Господня, тот не имеет [и] веры в Бога. Величайшие аскеты, самомученики, по 40–50 лет подвизавшиеся день и ночь, до [самой] смерти были исполнены страхом перед Богом; они, самые безгрешные среди людей, взывали в смертный час: Боже, помилуй меня, грешного! Страх Господень – соль всего благочестия. Если в нашем благочестии нет этой соли, то оно пресно и дрябло. Страх перед Богом стягивает чресла, опоясывает чрево, отрезвляет сердце, обуздывает ум, бичует самоволие. Где покаяние без страха Господня? Где смирение? Где воздержание? Где целомудрие? Где терпение? Где служение и послушание? О братья мои, возлюбим это слово как святую истину: Начало мудрости – страх Господень! О Господи всесильный, укорени страх Твой в сердцах наших. Тебе слава и похвала [во]веки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author