petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание св. апостола Павла к ефесянам: Еф., 224 зач., 4, 1‒6.

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Разъяснив в первых трех главах, что все христиане составляют единое Тело с Одним Главою Христом, святой апостол из этой главной мысли послания выводит, как надлежит жить и поступать христианам, объединенным и обновленным во Христе. В четвертой главе изображает он общий строй жизни, основной чертой которого является единодушие в вере. 1 Молю́ ýбо (итак) вы áзъ узникъ ó Господѣ, достóйно ходи́ти (поступать) звáнiю, въ нéже звáни бы́сте (в которое вы призваны). Не властвовать должно учителю, а служить ученикам ради их спасения. Посему и Павел, как слуга, умоляет. Выставляет даже узы свои для успешности просьбы. Узник ведь в Господе, то есть не за дурное дело, а ради Господа. Итак, окажите почтение узам ради Господа. О чем же я молю? Не о себе, а о вас, чтобы вы жили достойно своего звания. Вы ведь призваны к великому: восседать вместе со Христом и царствовать вместе с Ним, и не следует посрамлять своего достоинства делами, недостойными Христа. От догматического же учения перешел к нравственному, придавая тем сладость своему слову. Святой апостол увещевает ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, то есть звания христианского. 2 В основу этого должно быть положено смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь: со вся́кимъ смиреномýдрiемъ и крóтостiю. съ долготерпѣ́нiемъ, терпя́ще (снисходя) дрýгъ (ко) дрýга любо́вiю. Показывает, каким образом возможно достóйно ходи́ти (поступать) звáнiю, ‒ если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых.

Со вся́кимъ, говорит, смиреномýдрiемъ, не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим. Съ долготерпѣ́нiемъ, ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно. Терпя́ще дрýгъ дрýга любо́вiю. Научает, какая польза кротости и долготерпения, это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? он указывает и способ в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу. 3 Главное же, к чему должны стремиться христиане, это единение духа в союзе мира: тщáщеся (стараясь) блюсти́ (сохранять) единéнiе дýха, въ союузѣ ми́ра. Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы неленостно должны поддерживать мир, крепко единясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе. 4 Еди́но тѣ́ло, еди́нъ дýхъ, я́коже и звáни бы́сте (как вы и призваны) во еди́нѣмъ уповáнiи (к одной надежде) звáнiя вáшего. Не просто любви ищет Павел, но любви, делающей всех единым телом, чрез полное единение друг с другом, так, чтобы, как члены (тела), они сострадали и сорадовались друг другу. И еди́нъ дýхъ. Прекрасно это сказал, показывая, что, став одним телом, они будут и одним духом, или же что возможно быть единым телом, но не единым духом (подобно тому, как если бы кто был в дружбе с еретиками, но не следовал их учению). Или же: получив один дух верой, вы должны быть и в единомыслии. Или же духом называет одинаковое у всех душевное настроение и единомыслие, как бы так говоря: одно тело и одна душа. Бог призвал вас к одному и тому же, всем даровал жизнь, равно для всех стал главой, всех совоздвиг и посадил с Собой и просто всех принял с одинаковой честью, и все имеем одну и ту же надежду. По сему вы должны быть едино и по союзу любви. Ибо в отношении к нему мы равны, хотя и различаемся на земле. 56 Как самое сильное побуждение к такому духовному единению, святой апостол выставляет то, что у христиан еди́нъ Госпóдь, еди́на вѣ́ра, еди́но крещéнiе. Еди́нъ Бóгъ и Отéцъ всѣ́мъ, Иже (Который) надо всѣ́ми и о (через) всѣ́хъ и во всѣ́хъ нáсъ. Ведь нет того, чтобы ты имел высшего Господа, а тот низшего; чтобы ты спасался верой, а тот делами; чтобы тебя делало свободным крещение, а того нет. Господь над всем и чрез все проникает Своим Промыслом и управлением, и во всех нас обитает. Заметь также, что еретики предлог через (δια) относят к Сыну, а предлог во (ἐν) к Духу, как будто он имеет умаляющее значение: а вот они прилагаются к Отцу, конечно, не в унижение Его.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author