petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

В чем состоит покаяние. Что такое нераскаянный грех

Автор: отец Федор Бородин

Покаяние состоит в изменении греховного навыка человека. Когда человек с помощью Божией, безусловно, ― и это не просто слова, это главные слова: с помощью Божией ― преодолевает грех, который до этого не мог преодолеть. Сначала он его понимает как грех, называет как грех, приносит Богу в нем раскаяние и потом получает в нем прощение и постепенно получает исцеление от этого греха, как от болезни. Особенно если это страсть, то есть навык ко греху, превосходящий волю человека. И приходит это исцеление. Оно может прийти через десять, пятнадцать, двадцать лет. Недавно у преподобного Антония Великого прочитал, что Бог иногда по Своей мудрости прячет от человека знание о его доброте, о его возрастании. Чтобы человек не впал в гордость. И посылает ему грех, который человек не может преодолеть. Иногда это бывает блудная страсть, например, одержание каким-то помыслом. И человек, борясь с этими помыслами, видя себя в скверне, не возносится, хотя может быть в очах Божиих он уже давно велик в каком-то своем делании. Бывает, что грех не преодолевается, потому что Бог отнимает помощь, именно чтобы человек не возгордился. Бывает, что человек грех не изжил. Не весь внутренний человек сопротивляется греху. У блаженного Августина есть такое воспоминание о себе: он в юности, с одной стороны, просил Бога избавить его от греха, а естество его добавляло: «только не сейчас». А нераскаянный грех ― это тот, который мы не хотим признавать грехом.
Например, есть соседка, которая плохо себя ведет и то, что я ее осуждаю, я не считаю грехом. У меня недостаточно чистый взгляд на себя, чтобы понять, что это тяжелый грех, который меня оскверняет. Это длительный путь, когда человек начинает каяться. Господь помогает человеку постепенно увидеть свои грехи в течение многих лет. Святые отцы говорят, что если человек сразу увидел бы свои грехи, то впал бы в отчаяние, многие, может быть, даже наложили бы на себя руки. Потому что мы не смогли бы понести той мерзости, которую представляет собой наш грех. Мы бы этого не выдержали. Господь постепенно нам открывает. А в чем-то мы сопротивляемся, не хотим увидеть. Покаяние ― постоянная составляющая духовной жизни человека, когда он медленно, с помощью Божией и своего труда изживает из себя грех, освобождается от него, выпрямляется из этого скорченного, изуродованного грехом состояния. Бывает, человек стесняется озвучить грех. В таком случае, я могу сказать как священнослужитель: во-первых, мы, священнослужители, сами люди грешные, каждый из нас грешен настолько, что нуждается в спасении, потому что погибает. Большинство из нас это понимает и не забывает этого. Во-вторых, мы, так же, как и миряне, постоянно ходим на исповедь. Постоянно каемся. Если на приходе батюшка один, то он ездит куда-то исповедоваться, а если батюшек несколько, то они исповедуются друг другу перед Литургией или во время всенощной. Есть в Москве храм святителя Николая в Кузнецах, где давно уже почившим настоятелем отцом Всеволодом Шпиллером была введена практика, когда все, включая настоятеля, исповедовались друг другу перед началом Божественной литургии. Это прекрасно. А в-третьих, если священник служит уже хотя бы лет пять, то нет такого греха, который он бы не слышал на исповеди, ничем вы его не удивите. Поэтому говорите и не стесняйтесь, чтобы душа ваша была очищена.
Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author