petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 11 июня (29 мая)

Память Первого Вселенского СобораАвтор: святитель Николай Сербский

1. Память Первого Вселенского Собора. Память и похвала Святым Отцам Первого Вселенского Собора совершается в воскресенье перед Святой Пятидесятницей, или в Неделю седьмую по Пасхе. Сей Собор состоялся в Никее в 325 году, в правление святого равноапостольного царя Константина Великого. Собор был созван, чтобы устранить заблуждение, которое своим превратным учением создал Арий, александрийский священник. В частности, он распространял учение о том, что Христос якобы сотворен Богом во времени и что Он не предвечный Сын Божий, равный по существу Богу Отцу. В этом Соборе участвовало 318 святых Отцов. Собор осудил учение Ария, а [самого] Ария, так как тот не хотел покаяться, предал анафеме. Кроме того, Собор окончательно утвердил Символ Веры, впоследствии дополненный на Втором Вселенском Соборе. На Первом Всел[енском] Соборе присутствовали многие знаменитые святители, среди которых наиболее выдающимися были: святой Николай Мирликийский, святой Спиридон [Тримифунтский], святой Афанасий, святой Ахиллий, святой Пафнутий, святой Иаков Низибийский, Макарий Иерусалимский, [св.] Александр Александрийский, [св.] Евстафий Антиохийский, Евсевий Кесарийский, Митрофан Цареградский, Иоанн Персидский, Аристак Армянский и многие другие с Востока. От Запада же присутствовали: [св.] Осия [(Хосий)] Кордубский [(Кордовийский)], Феофил Готфский, Цецилиан Карфагенский и другие. Итак, главным свершением этого Собора было утверждение Символа Веры. Но сверх того, Собор утвердил время празднования Пасхи. И наконец, принял 20 разных правил.
Святая мученица Феодосия Тирская2. Св. мученица Феодосия, дева Тирская. Однажды в правление императора Максимиана стояли в Кесарии Палестинской многие христиане связанными перед преторией. Сия благочестивая девица Феодосия подошла к ним, начала их утешать и ободрять к мученической смерти. Воины, услышав ее слова, отвели и ее к судье. Разгневанный судья приказал повесить ей на шею камень и бросить ее в глубину морскую. Это было исполнено, но Божии Ангелы вынесли ее живую на берег. Когда она вновь предстала пред судьей, тот повелел отрубить ей голову. В следующую ночь святая Феодосия явилась своим родителям, вся объятая превеликим небесным сиянием и окруженная многими другими спасенными девами, и поведала: «Видите, сколь велика слава и благодать Христа моего, которой вы хотели меня лишить!» Сказала же она это родителям потому, что те отвращали ее от исповедания Христа и мученичества. [Благо]честно пострадала она и прославилась в 308 году. Преподобномученица Феодосия дева3. Преподобномученица Феодосия. Родилась по молитве ее матери, [обращенной] к святой мученице Анастасии [Римляныне]. Святая мученица явилась матери и возвестила ей о скором рождении [чада]. Родители посвятили [новорожденную дочь] Богу и рано отдали ее в женский монастырь. По кончине родителей она от огромного, полученного в наследство, имущества заказала у ювелира три иконы: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой мученицы Анастасии, а все остальное [богатство] раздала нищим. Пострадала в правление жестокого царя Льва Исаврянина, иконоборца [в серб. букв.: иконогонителя. – Пер.], и в 730 году приняла сугубый венец: девства и мученичества. 4. Св. Александр, епископ Александрийский. Первым повел борьбу против Ария. Упокоился в 326 году. 5. Блаж. Иоанн, [Христа ради] юродивый, Устюжский чудотворец. 6. Св. мученик Нан (Иоанн) Солунский. Пострадал за веру от турок в 1802 году в Смирне. 7. Св. мученик Андрей Хиосский. Пострадал за веру от турок в 1465 году в Царьграде. 8. Падение Царьграда. За грехи людские Бог попустил лютое бедствие на столицу христианства. Султан Мехмед II покорил Царьград 29 мая 1453 года и умертвил царя Константина XI.
Царь Константин мечом Царьград оборонял,
А сердцем сокрушенным Бога призывал:
«Всевышний Боже, сохрани сей град земной,
Не дай мне стать его падения виной,
Простри с небес святую правду на всех нас,
Не попусти торжествовать неправде в этот час!
Мы, христиане, Твою милость оскорбили,
Завет презрели Твой и лишь греху служили.
И вот – заслуженно прияли наказанье:
Осаду грозную, смерть, кровь и причитанье.
Ободри мой народ – чтоб духом он не пал,
Крест не попрал и полумесяц не приял!
Пусть терпит рабство он, пока свобода не придет,
Позор и униженье до конца перенесет!
Но пусть к терпению приложит покаянье,
За прежние пороки сокрушенно воздыханье, –
Пока не смоет всякий грех и не покроет зло
И с упованьем не вернется под Твое крыло.
Ведь если будет он Тебя в душе своей носить,
Ты все богатства ему сможешь заменить.
И будет ли стоять Царьград земной иль нет –
На это только Ты способен дать ответ!
Царьград небесный Ты уже горе» создал,
Святым Своим его навеки даровал.
Пред тем Царьградом ныне я уже стою,
В себе заветного желанья не таю:
О Блаже, смилуйся над грешною душой;
Нас град небесный ждет! Пусть рушится земной!»
святитель Николай Сербский Охридский ПрологРассуждение. О, как велико было бесстрашие святых мужей и святых жен! Когда мы читаем их жития, в нас невольно пробуждаются и стыд, и гордость: стыд от того, что мы так от них отстали; гордость от того, что они из нашего рода христианского. Ни болезни, ни темницы, ни ссылки, ни мучения, ни унижения, ни меч, ни бездна, ни огонь, ни виселицы – не могли нарушить возвышенный мир[, царящий в] их душ[ах], крепко привязанных ко Христу, Кормчему вселенной и истории человечества. Когда император Юлиан отступил от веры и начал опустошать христианство по всей Римской империи, святой Афанасий Великий спокойно сказал о нем верующим: «Облачко – пройдет! (Nubіculа еst, trаnsіbіt)». И действительно, то мрачное облачко быстро прошло, а христианство еще глубже пустило свои корни и еще шире распростерло свои ветви по всему міру. Немощная злоба Юлиана, обращенная против Христа, спустя несколько мимолетных лет окончилась его восклицанием в предсмертном хрипе: «Назарянин, Ты победил!» К чему бы тогда нам, сынам Божиим, бояться чего-либо [такого], чего не боится Бог, Отец наш? Евхаристия Царские вратаСозерцание. Да созерцаю благодать Бога Духа Святого в таинстве брака, а именно: 1) как эта благодать придает известное достоинство способу приумножения человеческого рода; 2) как делает она честный брак образом Христовой связи с Церковью. Проповедь о сугубой тайне брака. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви толкование послания к ефесянам святого апостола Павла(Еф. 5: 32). Великая тайна в том, что человек оставляет своего отца и мать и прилепляется к своей жене. Сам Апостол, восходивший до третьего неба и созерцавший многие небесные тайны, называет брак телесных людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни; больше ее [здесь, на земле. – Пер.] только тайна Христовой связи с Церковью. Христос именуется Женихом, а Церковь – невестой. Христос настолько любит Церковь, что ради нее оставил Он Своего Небесного Отца – пребывая с Ним, естественно, в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и пострадал за нее, чтобы Своей Кровью очистить ее от греха и всякой скверны и сделать ее достойной именоваться Его невестой. Своей любовью Он согревает Церковь, Своей Кровью он питает ее, а Своим Святым Духом Он оживотворяет ее, и освящает, и украшает. Что муж для жены, то Христос для Церкви. Муж – глава жены, а Христос – Глава Церкви. Жена повинуется своему мужу, а Церковь повинуется Христу. Муж любит жену как свое собственное тело, и Христос любит Церковь как Свое собственное тело. Муж любит жену как самого себя, а жена боится мужа; и Христос любит Церковь как Самого Себя, а Церковь боится Христа. Как никто не пренебрегает собственным телом, но греет его и питает, так и Христос греет и питает Церковь как Свое тело. Как отдельная человеческая душа – это невеста Христа Жениха, так и собрание всех верующих – это [тоже] невеста Христа Жениха. Каково отношение одного верующего человека ко Христу, таково отношение к Нему и всей Церкви. Христос – Глава великого Тела, именуемого Церковью, которая отчасти видима, а отчасти невидима. О братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред судом Христовым. О Господи, Спаситель благий, очисти, и спаси, и украси души наши, дабы удостоились [они] бессмертного и неизреченного единства с Тобой во времени и в вечности. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author