petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 47 зачало



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин., 14, 1‒11) начинается на 7-й минуте пятого часа записи (4:06:30). Текст евангельского зачала (47 зач.) и толкование: Рече Господь Своимъ ученикомъ, да не смуща́ет­ся се́рдце ва́­ше, вѣ́руйте въ Бо́га, и въ Мя́ вѣ́руйте. Когда апостолы услышали о верховном Петре, что он отречется, естественно, на них напало смущение. Посему Господь утешает их и утишает смущение сердца. Ибо, если верховный и пламенный Петр отречется трижды, прежде чем пропоет петух, очевидно, они должны ожидать какого-то великого обстоятельства. Потом, ученики как бы сказали: как же нам не смутиться, когда наступят для нас такие затруднения? Он отвечает: вѣ́руйте въ Бо́га, и въ Мя́ вѣ́руйте, и все ваши затруднения разрешатся, и смущение утишится чрез веру в Бога и в Меня. Посему и сказал им: да не смуща́ет­ся се́рдце ва́­ше, чтобы они тем самым, что Он видит состояние их сердца и знает сокровенное смущение, уверились, что Он — Бог. Въ дому́ Отца́ Мо­его́ оби́тели мно́ги су́ть, а́ще ли же ни́, ре́клъ бы́хъ ва́мъ, иду́ угото́вати мѣ́сто ва́мъ, и а́ще угото́влю мѣ́сто ва́мъ, па́ки прiиду́, и пойму́ вы́ къ Себѣ́, да идѣ́же е́смь А́зъ,
и вы́ бу́дете. Господь сказал Петру: после ты пойдешь за Мною. Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много обителей въ дому Отца Моего, то есть под властию Отца. Под «домом» разумей власть и начальство. Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам, так что вам не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители. Ибо, если бы они не были готовы, Я со всем усердием приготовил бы их для вас. Если бы для приготовления вам места Я и отошел, то в этом случае Я не оставил бы вас, но взял бы с Собою, чтобы и вы были там же, где Я. Видишь ли, сколько утешения и одушевления в словах: да идѣ́же е́смь А́зъ, и вы́ бу́дете (чтоб и вы были, где Я). Итак, неразумно смущаться вам, когда вы будете со Мною. И а́може Азъ иду́ вѣ́сте, и пу́ть вѣ́сте. Глаго́ла ему́ Ѳома́, Го́споди, не вѣ́мы, ка́мо и́деши, и ка́ко мо́жемъ пу́ть вѣ́дѣти? Глаго́ла ему́ Iсу́съ, А́зъ е́смь пу́ть, и и́стина, и живо́тъ: никто́ же прiи́детъ ко Отцу́, то́кмо Мно́ю. Господь видит, что у них на мысли — спросить и узнать, куда Он идет. Посему дает им повод спросить об этом. Вы, говорит, знаете, куда Я иду, и путь знаете, и тем приводит их к вопросу. Посему Фома и говорит: Го́споди, не вѣ́мы, (мы не знаем), ка́мо (куда) и́деши, и ка́ко мо́жемъ пу́ть вѣ́дѣти (знать)? Фома говорит это от большого страха, а не от желания следовать за Господом, как Петр. Посему Христос, желая показать, что следовать за Ним удобно для них и приятно, объявляет, куда Он идет и какой путь. Идет Он к Отцу, а путь есть Сам Он — Христос. Если путь есмь Я, то вы чрез Меня, без сомнения, взойдете к Отцу. Я не только путь, но и истина; посему вам нужно быть бодрыми, потому что Мною не будете обмануты. Я еще и живо́тъ (жизнь); посему, если и умрете, смерть не воспрепятствует вам придти к Отцу. Итак, бодрствуйте, ибо всякий чрез Меня приходит к Отцу. И как в Моей власти приводить к Отцу, то вы, без сомнения, придете к Нему. Ибо придти туда и невозможно иным путем, как только Мною. А ты, пожалуй, и отсюда уразумей, что Сын равен Родившему. Ибо в ином месте говорит, что Отец приводит к Нему: никто́же мо́жетъ прiити́ ко мнѣ́, а́ще не Оте́цъ… привлече́тъ его́ (ср.: Ин. 6, 44). А здесь говорит, что к Отцу Он приводит. Следовательно, у Отца и Сына равна сила, ибо и действие едино. Итак, когда ты идешь деятельностию, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании, Он бывает для тебя истиною. Но как многие, шествуя деятельностию и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию, присоединена жизнь. Посему и нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей во век, а не к гибнущей славе — от людей. А́ще Мя́ бы́сте зна́ли, и Отца́ Мо­его́ зна́ли бы́сте у́бо, и от­се́лѣ позна́сте Его́, и ви́дѣсте Его́. Выше сказал, что вы а́може Азъ иду́ вѣ́сте, и пу́ть вѣ́сте сей, то есть Меня; а здесь говорит, что А́ще бы́сте (если бы) вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Как же это? В словах Его нет противоречия. Ибо они знали Отца, но не так, как следовало, знали как Бога, но как Отца — еще не знали. Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное познание. Итак, слова Его имеют такой смысл: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы также существо и достоинство и Отца. И отныне вы начали познавать Его чрез Мое посредство, и видели Его, то есть познали умом вашим, насколько возможно. Так как вы признаете Меня Господом и Учителем, то, без сомнения, о Мне, насколько для вас достижимо, получили познание достаточное и об Отце, ибо совершенного еще не получили. И иначе. Слова: аще Мя́ бы́сте зна́ли, и Отца́ Мо­его́ зна́ли бы́сте у́бо, выражают не то, будто они не знают Его, но имеют такой смысл: Я сказал вам, что вы знаете, куда Я иду, то есть, к Отцу, и знаете путь сей, то есть Меня. Фома сказал Мне: не вѣ́мы, ка́мо и́деши и проч. не знаем и пути сего. Я сказал Фоме: Я есмь путь, и никто не приходит к Отцу иначе, как только чрез Меня. Итак, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Но вы знаете Меня, следовательно, знаете и Отца Моего. Ибо отныне, говорит, вы знаете Его и видели Его, видевши Меня. Глаго́ла ему́ Фили́ппъ, Го́споди, покажи́ на́мъ Отца́, и довлѣ́етъ на́мъ. Глаго́ла ему́ Iсу́съ, толи́ко вре́мя съ ва́ми е́смь, и не позна́ Мене́, Фили́ппе? ви́дѣвыи Мене́, ви́дѣ Отца́, и ка́ко ты́ глаго́леши, покажи́ на́мъ Отца́? Филипп думал, что он хорошо знает Христа, но не знает Отца. Посему и сказал: покажи́ на́мъ Отца́, и довлѣ́етъ на́мъ (довольно для нас). Ибо сколь много ни говори нам, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, но мы не сможем таким образом познать Отца. А Ты покажи Его нам, телесным глазам нашим. Филипп слышал, что пророки видели Бога, и сам пожелал видеть Его так же телесно, не зная, что видения пророков были снисхождением. Итак, научая Филиппа, что Бога нельзя видеть телесно, Христос говорит: толи́ко вре́мя (столько времени) съ ва́ми е́смь, и не позна́ Мене́, Фили́ппе? Смотри. Не сказал: не «видел» ты, но не позна(л), для того, чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца телесно. Ибо о Боге говорится — знать, а не телесно видеть. Потом прибавляет: ви́дѣвыи (видевший) Мене́, ви́дѣ (видел) Отца́. Слова имеют такой смысл: Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его. А как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно смотреть на Меня: ты видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но Божественного существа ты не видел; посему ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Ибо видевший Меня видел и Отца. Впрочем, многие думают, что видят Меня, а Отца не видят. Посему Меня они видят не по Божескому естеству, но по человеческому. Можешь и яснее понимать так: Я единосущен Отцу. Итак, кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда одно существо и естество, тогда одно и познание. Да постыдится Арий, слыша, что видевший Сына, то есть познавший Божество Сына, познал Отца, то есть Божество Отца. Да постыдится и Савеллий, который говорит: одно существо и одно лицо Отца и Сына. Ибо вот, Господь различает ипостаси, и иное лицо показывает в Отце и иное в Сыне. Ибо в словах видевыи Мене, указывает на Свое лицо, потом в словах: виде Отца — на другое лицо. Если же бы Он и Отец был одно лицо, то ничего такового Он не сказал бы, но на просьбу Филиппа — покажи нам Отца, ответил бы, что у Меня нет Отца, но Я есмь Отец и Сын. И было бы крайне неразумно слышать, как Сын говорит: иду ко Отцу Моему, и Азъ во Отцѣ́, и многое тому подобное, и не понимать, что иное лицо Сына и иное Отца, сливать их. Посему-то Господь упрекает этого ученика, что он столько времени следует за Ним, видел знамения и дела Божества, но еще не познал Его, как Бога, чтобы чрез Него познать и Отца. Ныне же, говорит, из того, что ты желаешь видеть Отца телесно, открывается, что ты не веруешь ни тому, что Я — Бог, ни тому, что Он — Бог. Не вѣ́руеши ли, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ́ е́сть? Глаго́лы, я́же А́зъ глаго́лю ва́мъ, о Себѣ́ не глаго́лю. Оте́цъ же во Мнѣ́ пребыва́яи, То́й твори́тъ дѣ́ла. Вѣ́руйте Мнѣ́, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ́. Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо глаго́лы, я́же А́зъ глаго́лю ва́мъ, о Себѣ́ не глаго́лю (слова, которые говорю Я, говорю не от Себя), то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела — Божии, а Отец и Я — Бог: следовательно, дела — одного существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю. Вѣ́руйте Мнѣ́, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ́, то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне, ибо дела Божии.


Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author