petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Ин., 47 зач., 14, 1‒11

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14: 6). Почему же Он не тотчас, как Петр спросил: камо идеши? ― отвечал: Я иду к Отцу, а вы теперь не можете идти, — но ввел в Свою речь столько слов, предлагая вопросы и ответы? Иудеям, конечно, Он по справедливости так не сказал; но почему ученикам? И ученикам, и иудеям Он говорил, что пришел от Бога и к Богу идет, но теперь говорит об этом яснее, чем прежде. Иудеям Он не сказал так ясно потому, что если бы сказал: не можете придти ко Отцу, токмо Мною, то они тотчас же подумали бы, что это сказано по гордости; а теперь, когда Он умолчал об этом, Он поверг их в беспокойство. Но для чего же, спросишь, Он также говорил и ученикам, и Петру? Он знал великую ревность Петра, — что, в противном случае, он еще более стал бы беспокоить Его. Итак, чтобы отвлечь его от этого, Он говорит прикровенно; а когда достиг того, чего хотел, темнотою и прикровенностью речи, то опять говорит открыто. Сказавши: идеже есмь Аз, туда никто не может придти, Он присовокупил: в дому Отца Моего обители многи суть, — и еще: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною. Он не хотел так сказать им в самом начале, чтобы не повергнуть их в большую печаль; когда же утешил их, тогда и говорит. После упрека, сделанного Петру, Он, действительно, много отнял у них печали: а между тем и они сами, опасаясь, как бы не услышать того же, сделались более смиренными.
Аз есмь путь. Это ― подтверждение слов: никтоже приидет, токмо Мною; а слова: и истина и живот ― удостоверение в том, что так непременно будет. Если Я и жизнь, то и самая смерть не может воспрепятствовать вам придти ко Мне. Иначе сказать: если Аз есмь путь, то вы не будете иметь нужды в руководителе; если Я истина, то слова Мои ― не ложь; если Я жизнь, то, хотя вы и умрете, однако ж получите то, о чем Я сказал. Что касается до пути, то это они поняли и исповедали; а остального не уразумели, и однако ж не смели спросить от том, чего не уразумели. Впрочем, и из того, что было сказано о пути, они получили большое утешение. Если в Моей власти, говорит, привести вас к Отцу, то вы непременно туда придете. А другим путем туда и невозможно придти. Словами же, которые Он сказал прежде: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец привлечет его (Ин. 6: 44), и еще: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12: 32), а также словами, сказанными теперь: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною, — Он показывает Свое равенство с Отцом… И отселе познасте Его и видесте Его (одно относится к будущему, а другое к настоящему), то есть, чрез Меня. Под видением же Он разумеет познание умом. Кого мы видим, тех можем и видеть, и не знать; а кого знаем, тех можем знать и не знать. Поэтому Он говорит: и видесте Его, в том же смысле, в каком сказано, что Его видели и Ангелы (см.: 1 Тим. 3: 16). Хотя они видели не самое существо Его, однако ж говорится, что они видели Его, то есть так, как могли видеть. А сказал Он так для того, чтобы ты знал, что кто видел Его, тот знает Родившего Его. Видели же Его не в обнаженном Его существе, но облеченным плотью. Есть и другие места, где Он называет познание видением, — например, когда говорит: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8). Чистыми Он называет тех, которые свободны не только от блуда, но и от всех грехов, так как всякий грех оскверняет душу.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author