petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Христос в Галилее и чудесное насыщение Им народа в пустыне

Автор: епископ Михаил Лузин

5. Исус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? (Мф. 14:14 д. п. Мф. 15:32 д. п.)
6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать (Быт. 22:1). 7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу (Мк. 6:37). 8. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: (Ин. 1:41, 12:22) 9. здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (4Цар. 4:43). 10. Исус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч (Ин. 6:4). 11. Исус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел (1Тим. 4:6 и д.; 1Цар. 9:13; Пс. 144:15, 16). 12. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало 13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек – то же, о котором повествуют первые три евангелиста (Мф. 14:14 и далее; Мк. 6:32 и далее; Лк. 9:10 и далее. Ср. прим. к ним и Феофил.). Только, опуская некоторые черты сказаний тех евангелистов, Иоанн восполняет их некоторыми новыми частными чертами, будучи в общем совершенно согласен с ними. На вопрос, почему Иоанн из всей полуторагодовой деятельности Христовой в Галилее в это время описывает только это чудо (и следующее за ним хождение по водам и речь), и притом описанное уже другими евангелистами, можно отвечать тем, что это чудо тесно связано со следующею речью Господа, которую сообщает один только Иоанн, более «заботящийся о том, чтобы бо́льшую часть книги наполнить словами и беседами Христа к народу» (Злат.). Но можно видеть здесь ещё и другую причину. Характеристическая черта Евангелия от Иоанна – изображение развития неверия народа еврейского (вообще) во Христа Исуса. Из конца главы и отчасти изо всей речи Христовой, содержащейся в Ней, видим, что описываемое время было временем решительным, когда в отношении Исуса Христа к галилеянам и обратно произошёл решительный переворот. Здесь случилось подобное тому, что случилось в Иудее, по изображению 8 и 12 глав, с тем различием, что в Иерусалиме, где преобладала завистливая ненависть ко Христу, поток неверия излился стремительно и дико и довёл Господа до смерти, в Галилее же, где народ был восприимчивее и доходил по временам до одушевления, когда этот народ не видел во Христе сочувствия к его ложным и извращённым мечтаниям относительно Мессии и охладевал к Нему, неверие принимало характер равнодушия; на Него не нападали, но от Него отпадали. Иоанн выставляет на вид эту глубоко грустную черту, выразившуюся после чудесного насыщения народа, и вот почему избирает для повествования своего это событие, хотя оно уже было описано первыми евангелистами. – Говорит Филиппу: черта, восполняющая сказания первых евангелистов. Ученики, по их сказанию, обратили внимание Господа на множество народа и предложили отпустить его, чтобы купили себе хлеба; вслед за тем сказав, что ученики должны дать народу есть, Господь, по сказанию Иоанна обращается к Филиппу с искусительным вопросом: а где, однако, купить для них хлеба. И, получив ответ, поручил (по сказанию, первых евангелистов) узнать, сколько у них хлебов. А затем, по согласному сказанию всех евангелистов, чудесно умножил хлебы и рыбу и напитал народ (ср. Феофил.). – Испытывая его: собственно, искушая его – что он скажет. Почему вопрос обращён к Филиппу, неизвестно. Может быть, он был в это время ближе других к Господу; может быть, от лица других он предлагал Господу отпустить народ; может быть, он по состоянию своего Духа нуждался в этом искушении (Злат., ср. 14 и далее). – На двести динариев: см. прим. к Мк. 6:37. – Андрей, брат Симона Петра: Андрей и после является наряду с Филиппом (Ин. 12:22); они были из одного города (Ин. 1:14). Слова – брат Симона Петра – не простое прибавление для пояснения, а как бы почтительное титло, так как имя Петра всегда было высоко между учениками. – Говорит ему: вероятно, в ответ на поручение Господа узнать, сколько у них есть хлебов. У одного мальчика: черта, восполняющая сказания первых евангелистов о сем, у которых не определено, у кого именно нашлись хлебы и рыбы. – Хлебов ячменных: пища бедных (ср. Суд. 7:13). – Соберите оставшиеся куски: ещё частная черта, восполняющая сказания первых евангелистов. Это торжественный ответ на расчёты Филиппа и Андрея, что для народа много надобно пищи. 14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Исусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир (Ин. 7:26 д.; Втор. 18:15). 15. Исус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один (Ин. 18:36; Деян. 1:6). Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18, до́лжно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author