petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание апостола Павла к ефесянам: Еф., 220 зач., 2, 4‒10

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; А. П. Лопухин

45 Бóгъ же богáтъ Сы́и въ ми́лости, за премнóгую (по великой) любо́вь Свою́, éюже (которою) возлюби́ нáсъ. Мы делали дела, достойные неумолимого гнева, но Бог не просто милостив, но и богат милостью. И любовь от многой милости. И сýщихъ нáсъ мéртвыхъ прегрѣшéньми (по преступлениям), сооживи́ (оживотворил со) Христóмъ: Вот необычайное величие силы Его, именно что Он мертвых, сынов гнева, оживотворил. С пришествием Христа, для тех Иудеев и язычников, которые уверовали в Него, наступило новое состояние. Вместо прежней мертвенности они стали жить настоящей жизнью вместе со Христом. Бог оживил нас со Христом, сделал это исключительно по любви Своей, в основе которой лежит милость или сожаление ко всем страждущим. И нас, т. е. даже нас, которые были совсем духовно мертвы. Благодáтiю естé спасéни, т. е. совершенно без всяких заслуг со своей стороны. Замечание это было полезно услышать особенно иудеям, которые привыкли основывать свое спасение на собственных добрых делах. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева. 6 и съ Ни́мъ воскреси́ и спосади́ (потому, что Он восседает, и мы восседаем) на небéсныхъ (в)о Христѣ́ Iсýсѣ. И воскресил... Во Христе мы уже воскресли или восстали к новой жизни: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:4), хотя телесное воскресение составляет еще только предмет нашей надежды. Или же: воскресил с Ним должно понимать не о воскрешении, но об оживотворении чрез крещение. Вместе с тем употребленное здесь и в следующем выражении (посадил на небесах) прошедшее совершенное время указывает на то, что христиане непоколебимо уверены в том, что и воскресение, и прославление их непременно совершится. Как же посадил? Если терпим, с Ним и царствовать будем (2 Тим 2:12). И Христос говорит: сядете на двенадцати престолах (Мф 19:28), и в другом месте: а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк 10: 40). Итак, это уже уготовано.

7 да (дабы) яви́тъ въ вѣ́цѣхъ (веках) грядýщихъ презѣ́лное (преизобильное) богáтьство благодáти Своея́, благосты́нею (в благости к) на нáсъ о Христѣ́ Иисýсѣ. Все, что сделано для нас Богом до сих пор, сделано для того, чтобы со временем, в грядущих веках или, иначе, в будущей жизни, мы получили еще больше преизобильное богатство Его благодати, которая имеет свое основание в том, что Бог стал к нам милостив (в благости), благодаря великому делу искупления, совершенному Христом. Теперешние блага, какими пользуются христиане, это только предначатие того блаженства, каким они будут пользоваться в будущей жизни. Теперь многие не верят сему, в будущем же веке все узнают, что нам Бог даровал, видя святых в неизреченной славе. Во Христе Иисусе значит: не ко Христу одному относится сие, но чрез Него перейдет и на нас, как от начала ко всему: с Ним оживем, с Ним и воссядем. Так как наше естество соединенно с Богом Словом, то и на нас переходит честь. В этом смысле и говорит теперь, что и мы воссядем. 810 Блгодатiю (и)бо естé спасéни чрезъ вѣ́ру: и сié не от вáсъ, Бóжiй дáръ: не от дѣ́лъ, да (чтобы) ни ктó же похвáлится. Тогó бо есмы́ творéнiе, сóздани (в)о Христѣ́ Иисýсѣ на дѣ́ла благáя я́же (которые) прéжде уготóва (назначил) Бóгъ, да въ ни́хъ хóдимъ (исполняли). Мысль вводная. Апостол здесь хочет внушить своим читателям из иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Всем они обязаны любви Божией. С их стороны могла быть предъявлена только вера (ср. Рим 3:22: правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия), хотя даже и самая вера является в некотором смысле даром Божиим, так как Бог помогает нам ее утвердить в себе. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, - вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, - но являться привносящими нечто и от себя. Не от дѣ́лъ, да (чтобы) ни ктó же похвáлится: и тех, которые погибли бы с делами, спас благодатью, так что после этого никто не имеет права хвалиться. Ибо слово да (чтобы, ίνα) выражает не причину, а последствие дела. Мы Его творение, т. е. мы Им воссозданы во Христе, стали новою тварью: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал 6:15). Созданы во Христе Иисусе на добрые дела... Чтобы ты, услышав, что не делами оправданы, не стал беспечным по отношению к делам, он говорит, что теперь после веры нужны дела. Ибо ты создан во Христе Иисусе и стал новой тварью после того, как умер в тебе в крещении ветхий человек. И как вначале ты призван был от небытия к бытию, так теперь призван к благобытию: ты создан не для того, чтобы быть бездеятельным, но с тем, чтобы делать и ходить в добрых делах, то есть весь путь жизни совершать в них. Бог, воссоздавая нас во Христе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь, последняя является таким образом безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем выражение: ходити (нам исполнять) показывает, что и нам предлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии. Бог прéжде уготóва (предназначил) к сему, поэтому нельзя уклоняться от этого определенного Богом дела. На дѣ́ла благáя (добрые дела), не на одно дело, а на все: ибо если будет недостаток в одном нарушается добродетель. А св. Григорий Богослов выражение создани на дѣ́ла благáя понимал не в смысле создания в крещении, но относил к первому творению.

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский (особо):

Бóгъ же, богáтъ сы́и въ ми́лости (богатый милостью). Мы делали дела, достойные неумолимого гнева, но Бог, говорит, не просто милостив, но и богáтъ въ ми́лости. За премнóгую любо́вь (по великой любви) Свою́, еюже (которою) возлюби́ нáсъ. И любовь от многой милости. Ибо иначе как бы мы — чада гнева — удостоились любви? И сýщихъ нáсъ мéртвыхъ прегрѣшéньми (преступлениями), сооживи́ (оживотворил со) Христóмъ. Здесь окончание прежде начатой мысли, а прочее все — вставка. Опять Христос посредник, и дело достойно доверия: ибо, если начаток (первенец) жив, то и мы живы; так как Бог оживотворил Его и нас: Его в действии, а нас в силе теперь, а немного после — и в действии. Вот необычайное величие силы Его, именно что Он мертвых, сынов гнева, оживотворил. В этом упование нашего звания. Благодáтiю естé спасéни (вы). С глубоким душевным потрясением он высказал это, изумляясь неизреченному дару Божию. Ибо не трудом и не собственными делами, говорит, вы спасены, но только благодатью. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева. И съ Ни́мъ воскреси́ и съпосади́ на небéсныхъ (в)о Христѣ́ Iсýсѣ. Как потому, что начаток и глава Христос, говорю, воскрешен, и нас чрез Него Бог воскресил, точно таким же образом, если глава сидит, сидит вместе и все тело. Посему говорит: о Христѣ́ Iсýсѣ, то есть потому, что Он восседает, и мы восседаем. Или же: воскресил с Ним должно понимать не о воскрешении, но об оживотворении чрез крещение. Как же после этого спосадил? Аще терпимъ, говорит, с Нимъ воцаримся (2 Тим. 2:12). И Христос говорит: сядете на двоюнадесяти престолу (Мф. 19:28), и в другом месте: а éже сѣ́сти о деснýю менé и о шýюю, нѣ́сть мнѣ́ дáти, но и́мже уготóвано éсть (Мк. 10: 40). Итак, это уже уготовано. Да яви́тъ въ вѣ́цѣхъ (веках) грядýщихъ презѣ́лное (преизобильное) богáтьство благодáти Своея́, благосты́нею (в благости) на нáсъ о Христѣ́ Iсýсѣ. Чтобы кто-нибудь не усомнился в сказанном, он старается сделать речь более убедительной, говоря: если не ради любви к нам, то, по крайней мере, из желания явить Свою благость непременно это исполнит. Теперь многие не верят сему, в будущем же веке все узнают, что нам Бог даровал, видя святых в неизреченной славе. Что же касается выражения во Христе Иисусе, оно значит: не ко Христу одному относится сие, но чрез Него перейдет и на нас, как от начала ко всему: с Ним оживем, с Ним и воссядем. Так говорит великий Иоанн Златоуст в толковании на этот отрывок, а в толковании на Евангелие от Матфея говорит, что никто не воссядет тогда. Подлинно нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн. Ибо, если бы премудрый учитель Иоанн не сказал ясно, что мы будем посажены, то иной мог бы сказать, что во Христе мы уже сидим, равно как и то, что во Христе мы удостаиваемся поклонения от Ангелов. Ибо не мы лично удостаиваемся поклонения, но так как наше естество, соединенное с Богом Словом, приемлет поклонение, то и на нас переходит эта честь. В этом смысле и говорит теперь, что и мы воссядем. Благодáтiю бо естé спасéни и вѣ́рою. Сказав о том, что касается Бога, именно, что мы спасены благодатью, присовокупляет и то, что принадлежит нам — через веру, чтобы не нарушить свободы воли. И сié не от вáсъ, Бóжiи дáръ. Снова как бы уничтожает это, говоря, что и вера не от нас; потому что если бы Он не пришел, если бы не призвал, мы и не последовали бы. Како же уверуютъ, говорит, аще не услышатъ? (Рим. 10: 14). Так что и вера — дар Божий. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, — вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, — но являться привносящими нечто и от себя. Не от дѣ́лъ, да ни ктó же похвáлится. Это не значит, чтобы Бог отверг нас, имеющих дела, но — что и тех, которые погибли бы с делами, спас благодатью, так что после этого никто не имеет права хвалиться. Ибо слово да (чтобы, ίνα) выражает не причину, а последствие дела. Тогó (и)бо есмы́ творéнiе, создáни (в)о Христѣ́ Iсýсѣ на дѣ́ла благáя (добрые) я́же которые прéжде уготóва Бóгъ, да въ ни́хъ хóдимъ (предназначил нам исполнять). Чтобы ты, услышав, что не делами оправданы, не стал беспечным по отношению к делам, он говорит, что теперь после веры нужны дела. Ибо ты создан во Христе и стал новой тварью после того, как умер в тебе в крещении ветхий человек. И как вначале ты призван был от небытия к бытию, так теперь призван к благобытию: ты создан не для того, чтобы быть бездеятельным, но с тем, чтобы делать и ходить в добрых делах, то есть весь путь жизни совершать в них, не два или три года, а весь путь твоей жизни. Ибо на это указывает он словом хóдити (исполнять). Ибо Бог предназначил к сему, поэтому нельзя уклоняться от этого определенного Богом дела. На дѣ́ла благáя (добрые), не на одно дело, а на все: ибо если будет недостаток в одном — нарушается добродетель. А Григорий Богослов выражение создáни на дѣ́ла благáя понимал не в смысле создания в крещении, но относил к первому творению.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author