petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание апостола Павла к галатам: Гал., 215 зач., 6, 11‒18

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; Толковая Библия


1118. В заключение послания апостол еще раз произносит горькую жалобу на своих противников иудействующих, и потом объявляет, что для него лично Крест Христов есть единственная гордость его жизни. 11. Ви́дите, коли́цѣми кни́гами (как много) писáхъ вáмъ моéю рукóю. Немного поговорив в нравственном духе, он снова возвращается к прежнему, что тревожило его сердце, и показывает, что сам, собственноручно, написал все это послание, не для того, чтобы только показать к ним любовь, но чтобы и уничтожить злое подозрение. Так как клеветали, что он проповедует одним одно, другим другое, поэтому он вынужден был дать письменное свидетельство своей проповеди. А прочие послания писали другие, сам же он подписывал только приветствие. Апостолу хотелось, чтобы галаты как можно яснее представляли себе его лицо (ср. Гал 4,20 и 5:2). Поэтому он, в противность своему обыкновению пользоваться при написании посланий услугами писцов, которым он диктовал послания, теперь взялся за перо сам и написал довольно большое послание и притом очень большими буквами. Выражение же как много (πηλίκοις) указывает не на обширность, а на некрасивость письма, как бы говоря: хотя я и не умею прекрасно писать, однако принужден был собственноручно написать это послание (как много точнее: какими большими письменами πηλίκοις γράμμασιν). Почему он писал большими письменами неизвестно. Может быть, он плохо видел и у него болели глаза [Намек на это некоторые толкователи находят в посл. к Гал 4:15], так что он не мог писать мелко, а может быть и для того, чтобы придать особую важность этому посланию. 1213. Ели́цы хотя́тъ (желающие) хвали́тися пó плоти, то есть у людей, именно у иудеев (ибо они порицали их как отступников от отеческих обычаев), сíи нýдятъ (принуждают) вы́ обрѣ́затися, оправдываясь пред иудеями чрез вашу плоть. А словом принуждают показал, что они неохотно переносят его, и вместе с тем дает им побуждение к возвращению, как невольно заблуждающимся.


Павел не может забыть, что в то время как он находится вдали от галатов, их соблазняют иудействующие; чтобы предостеречь читателей от них, он говорит здесь, что эти лжеучители, которые все свое достоинство основывают на своих плотских иудейских преимуществах (Рим 2:28; Еф 2:11; Фил 3:3 и следующее), которые не имеют значения для нравственной и религиозной жизни, сфера которой есть дух, принуждают галатов обрезываться, в тех видах, чтобы освободиться от преследований неверующих иудеев, для которых крест Христов являлся соблазном (Гал 5:11; 1 Кор. 1:23). Тóчiю да не крестомъ Христóвымъ гонятся: Только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. И по другой, говорит, причине они делают это. Ибо, чтобы не подвергнуться им преследованию и гонению из-за креста и веры, потому что они преступают ее и обрезываются, они желают и другим быть участниками в обрезании. Самый закон, его внутреннее содержание для таких людей значения не имеет: они и не соблюдают его многочисленных предписаний. Ни бó обрѣ́зающiися сáми закóнъ храня́тъ (не соблюдают), но хотя́тъ вáмъ (чтобы вы) обрѣ́зоватися, да (дабы) въ вáшей плóти похвáлятся: Не по человекоугодию только, говорит, но и по честолюбию делают это. Ибо не по ревности к закону и не ради благочестия, говорит он, совершают они это, но из-за честолюбия: дабы похвалиться в вашей плоти, то есть чтобы похвалиться обрезанием вашей плоти, так как они якобы ваши учителя и имеют вас учениками. Обрезывающиеся. Почему апостол употребляет об иудаистах настоящее время? Ведь они были уже обрезаны давно (ср. Гал 5:12)? Он хочет этим сказать, что обрезание составляло для них нечто вроде догмата, который они постоянно проповедовали: это были люди обрезания (Гал 2:12). Похвалиться в вашей плоти, т. е. обрезав вас, они будут ссылаться на это, как на доказательство своей преданности закону Моисееву. А это могло им пригодиться, когда бы неверующие Иудеи стали их упрекать в том, что они веруют во Христа. Эти люди, так сказать, хотели застраховать себя от преследований за веру во Христа, взяв патент на «благонадежность». 1415. Мнѣ́ же да не бýдетъ хвали́тися (я не желаю хвалиться), (разве только) тóкмо о крéстѣ́ Гóспода нáшего Иисýса Христá, и́мже мнѣ́ весь мíръ распя́тся, и áзъ всему мíру. Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть верой в Распятого), который (крест) отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на это помощь Божию. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что для меня, недостойного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. Апостол не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. А я не желаю точнее: «да не будет со мною того, чтобы». Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте (Гал 2:19). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира умер. Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв. Что апостол действительно умер для мира это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые творения, созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2 Кор. 5:17). О (во) Христѣ́ бо Иисýсѣ ни обрѣ́занiе чтó мóжетъ (ничего не значит), ни необрѣ́занiе, но нóва твáрь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе новая тварь потому, что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением, и потому, что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. 16. И ели́цы прáвиломъ си́мъ жи́телствуютъ, ми́ръ на ни́хъ и ми́лость, и на Изрáили Бóжiи. Итак, кто пребудет в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, тот достигнет мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, и удостоится человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враг Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для него мир крестом и благодатью. Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. И Израилю Божию, то есть истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: мир на Израиля (Пс.114:5). Под этим Израилем всего естественнее разуметь христиан из иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий (Рим 11:18; 9:2729; Фил 3:3 ср. толкования Ефрема Сирина, Амвросиаста, которые именно так понимали это выражение). 17. Прóчее же труды́ да никтóже ми́ даéтъ: áзъ бо я́звы Гóспода Иисýса на тѣ́лѣ моéмъ ношý. Впрочем правильнее: «от остального» Израиля (τοῦ λοιποῦ) «никто не должен мне приготовлять труды и обременение». Апостол не хочет, чтобы остальные отшатнувшиеся от Бога израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: настой во время и не во время (2 Тим.4:2); а из желания, чтобы данные им постановления, были непоколебимы, и чтобы галаты не ждали от него ничего другого, но были убеждены, что он так проповедует. В оправдание, говорит он, против тех, которые говорят вам, что я лицемер и в других местах проповедую обрезание, я имею язвы и напасти ради Христа. Ибо они сильнее всякой речи свидетельствуют, что я подвергся опасностям не за закон, а за учение Христово. И не сказал: имею, а ношу, как некий трофей или царский знак отличия, и горжусь ими. Язвы Господа Иисуса под язвами (τὰ στίγματα) нужно разуметь собственно знаки на теле, сделанные каким-нибудь режущим инструментом или каленым железом. По древнему общему мнению толкователей, апостол называет так оставшиеся на его теле рубцы от причиненных ему во время гонений на него со стороны иудеев, ран (2 Кор. 11:24, 25). Он называет их язвами Иисуса, потому что представляет себе Христа как Богочеловека Иисуса, подвергающегося бичеванию и ударам воинов на суде у Пилата (Мф 27:26, 30; Ин 19:1, 3), и потому что рассматривает свои собственные страдания как участие в страданиях Иисуса (Фил 3:10: Кол 1:24). «Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда этот на самом теле своем носит доказательства своего мужества? Так же, говорит, должно судить и обо мне... Мои раны представляют доказательство сильнее слов и обширнее этого послания» (Златоуст). 18. Благодáть Гóспода нáшего Иисýса Христá съ дýхомъ вáшимъ, брáтiе. Ами́нь. Апостол в Послании сказал немало неприятного для читателей. Как бы покрывая любовью своею все их проступки и желая показать, что он не гневается на них, он шлет им приветствие такое же, какое обычно прибавляет в своих посланиях и называет их «братьями». Этим пожеланием им показывает, что не по гневу и ненависти все это высказал. И в этом заключается не только пожелание, но и наставление, запечатлевающее все сказанное. Ибо напоминает о благодати, которую они получили не чрез закон, а верой во Христа. И не сказал: с вами, а со духом вашим, удаляя их от телесного и показывая, что не от закона, а от благодати приняли Духа и что не закон и не обрезание, но благодать может сохранить в них Духа, так же как и сообщила Его. А назвав их братьями, напомнил тем о купели, от которой мы становимся братьями, чадами Единого Отца Бога, а не от закона. Да будет же и с нами благодать Божия, так чтобы нам жить по духу и греховной нечистотой не утратить божественного освящения Утешителя, но всегда приумножать в себе оное во Христе Иисусе, Господе нашем, Который явил жизнь новую и духовную, уничтожив ветхую и плотскую. Ему слава вовеки. Аминь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author