petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостолы от 70-ти Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий

Апостол Павел называет Ераста городским казнохранителем или экономом (οἰκονόμος τῆς πόλεως Рим. 16, 23). Он исполнял эту общественную должность в Коринфе, откуда, по всей видимости, было написано Послание к Римлянам. Также о принадлежности Ераста к коринфской христианской общине апостол пишет в 2 Тим. 4, 20. Вероятно, язычник Ераст крестился во время посещения ап. Павлом Коринфа (Деян. 18, 118). Ап. Павел упоминает Ераста вместе с ап. Тимофеем, которого он направил из Ахайи в Македонию (Деян. 19, 22). Образ Ераста в толкованиях св. отцов служил примером того, что для знатного человека при обращении в Христианство нет препятствий ни в виде богатства, ни в виде звания. В византийском каталоге апостолов Псевдо-Дорофея Тирского (VIIIIX вв.) Ераст назван экономом Иерусалимской Церкви, который был позже поставлен в епископы Панеады. В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) память Ераста приходится на 10 ноября вместе с памятью других святых, упомянутых в последней главе Послания к Римлянам: Олимпа (Олимпана), Иродиона (Родиона), Сосипатра, Тертия и Кварта (Куарта). Кроме того, те синаксари, которые помещают под 30 июня память не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Ераста также под 30 июня. Cвт. Димитрий Ростовский сообщает, что Ераст до поставления в епископы Панеады служил диаконом в Иерусалиме. Адон, архиеп. Вьеннский, в книге «О праздниках апостолов» (De festivitatibus apostolorum) называет Ераста мучеником и епископом г. Филиппы в Македонии. На основе этих сведений была сделана запись в Мартирологе Узуарда и в Римском Мартирологе. Таким образом, Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла.

Имя Олимпа (Олимпана) только однажды упоминается между другими в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 15): Целуйте Олимпана, и сушия с ними вся святыя (т. е. всех христиан в Римской церкви). Кроме имени о св. Олимпии не сохранилось никаких сведений; видно только то, что он принадлежал к христианам г. Рима, но был ли коренной житель этого города, или же временно проживающей неизвестно. Нет никаких сведений о том, чтобы св. Олимп где-либо занимал епископскую кафедру. Мученически пострадал ок. 67 года: вместе с апостолами Петром и Иродионом, ап. Олимп был усечен мечом. Православная Церковь причисляет его к 70 апостолам, хотя его имени нет в списке Дорофея. В греческих Минеях (в Синаксаре Никодима) о св. Олимпе помещены весьма скудные сведения: «Святые апостолы (Иродион и Олимп) были из числа 70-ти. Об Олимпе апостол Павел пишет в послании к Римлянам: ἀσπάσασθε Ὀλυμπᾶν. Эти ученики (последователи) ап. Петра и вместе с ним пребывали в Риме, где скончались мучениками в 64 году при Нероне». В Славянских Четьи-Минеях св. Димитрия Ростовского повторено почти тоже, что и в греческих: «Олимпан святый, его же Павел святый в той же (Рим.) елистолии воспоминает, последуя св. апостолу Петру при смертном страдании его в Риме от Нерона и посечен есть вкупе с св. апостолом Иродионом, яко же пишет Метафраст на день св. Апостола Петра и Павла». В церковной службе 10 ноября также говорится о мученической кончине св. Олимпа: «Да восхвалится Божественный Олимп песнословьми и Иродион с ним да возвеличится благочестно, течение совершившее мучения, с Петром богопроповедником в Риме, главами отсекаеми» (3-й стих 4-й песни канона). Св. апостол Иродион (Родион) родственник апостола Павла (см. Рим. 16, 11). Был его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым. Оставил епископскую кафедру, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Когда святой апостол Петр был распят (ок. 67), одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион. Согласно иконописной традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком (или Евангелием) в левой руке. Типом еврей, средних лет; с небольшой, продолговатой бородой, и небольшими волосами, в фелони и омофоре. Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Вместе с апостолом Иасоном он был учеником апостола Павла, который даже назвал их своими сродниками (Рим. 16, 21). Святой Сосипатр был поставлен епископом в родном городе Иконии. С евангельской проповедью апостолы Иасон и Сосипатр отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры (ныне Корфу) в Ионическом море близ Греции. Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где апостолы продолжили проповеди и многие заключенные исповедовали веру во Христа и были казнены (память керкирских мучеников празднуется 28 апреля вместе с памятью святых апостолов Иасона и Сосипатра). Апостолы за проповедь были биты кнутом. Правитель Керкиры, казнивший свою родную дочь, мученицу Керкиру, за исповедание христианства, решил истребить всех христиан на острове. Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: «Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!» Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово. Куарт (Кварт), епископ Виритский, в послании к Римлянам упоминается апостолом Павлом вместе с Ерастом: Целует вы Ераст, строитель градский и Куарт брат (Рим. 16, 23). Имя его римского происхождения, но в то время и имена, заимствованные из греческого и латинского, были широко распространены среди многих народов, в частности иудеев, почему о национальности Куарта нельзя сказать ничего определённого. Вероятно, он был известен в Риме, потому что святой Павел от его имени из Коринфа приветствует христиан Римской Церкви. «Братом» Куарта называет апостол Павел по общению в христианской вере, и разуметь нужно не плотское, а духовное родство. Православная Церковь святого Куарта причисляет к 70 апостолам и имя его находится во всех списках этих апостолов. По церковному преданию святой Куарт был епископом Вирита (ныне Бейрут), финикийского города на берегу Средиземного моря. В греческих и славянских Минеях о святом Куарте находятся скудные сведения: «Куарт святый, иже в той же (Римской) епистолии упоминается, бысть епископ в Вирите». В Прологе сказано: «Св. Куарт много пострадал за свое благочестие, обратил многих греков ко Христу и мирно скончался епископом в Берите». Минь о нём пишет, что он ученик апостольский; о нем пишет святой Павел к Римлянам (16, 23). В Восточной традиции его днём памяти стало 10 ноября, в Западной 3 ноября. Также память ему совершается в Соборе 70 апостолов; имя его несколько раз упоминается в службах апостолам 10 ноября и 4 января, но без всяких о нем исторических сведений. Апостол Тертий (Терентий, лат. Tertius), епископ Иконийский, один из семидесяти апостолов, священномученик. Коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание (Рим. 16, 22). После Сосипатра был вторым епископом в Иконии, где и принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author